- Попытка великого Киевского князя Владимира Святославича первоначально опереться на язычество в деле культурно-духовного сплочения восточнославянских племён.
Возвращаясь к историческим реалиям Руси X века, необходимо отметить, что именно на язычество первоначально попытался опереться великий князь Владимир I в политике сплочения племён, организовав общегосударственный религиозный культ путём отбора и упорядочения определённых богов из ряда наличествующих.Около 980 г., сразу же после насильственного овладения великокняжеским престолом, юный Владимир предпринял «языческую реформу», установив новых идолов не на отдаленном холме, как стоял Перун во времена князя Игоря, а рядом со своим двором, в самом центре киевской крепости. Согласно исследованию академика Б.А. Рыбакова, во главе комплекса идолов был поставленПерун, получивший общегосударственное значение владыки мира, покровителя князей, воинов, оружия и войн. Второе место занял Стрибог, далее шли Даждьбог, Макошь, Симаргл и Хорос, представлявший некое дополнение Даждьбога. Восемь лет простояли в великокняжеской крепости идолы, предназначенные сплотить восточных славян единством культа, однако не выполнили своего предназначения соединить внешне объединенных государственной властью восточных славян общей духовной верой, не давала возможностей развития высокой нравственной культуры. Они не консолидировали вокруг Киева ни славянские племена, ни правящий слой вокруг великого князя, так как. Языческая реформа затруднила международные связи Киевской Руси, поскольку большинство соседних стран в это время уже приняло христианство.