Сила в имени
Нам была дана привилегия узнать Его имя, не только в "призвании имени Господа", но и в том, что нас самих называют Его именем (см. Ис.43:7). Его народ называется по Его имени - Божий народ - так же, как Израиль назывался "народом Иеговы". Прежде чем Моисей узнал Его имя, Господь сказал: "Не подходи сюда" (Исх.3:5), но во имя Иисуса мы подходим и "приближаемся к Богу" (Евр.7:19). Иисус показал, в чем заключается эта великая привилегия. В этом заложена сила и власть. Это не магическое заклинание, но если мы знаем кого-либо, знаем его слабости и сильные стороны, то мы знаем, как обращаться с этим человеком. В библейские времена люди полагали, что они что-то отдают от себя, когда открывают другим людям свои имена. Знание имени кого-либо давало человеку преимущество над этим человеком. Знание имени означало знание характера. Когда мы приходим к Богу, мы можем прийти с верой, потому что знаем Его имя. "Иегова" вначале был лишь различительным титулом до тех пор, пока люди не стали лучше понимать Его дела.В этой короткой главе мы не можем исследовать все титулы имени Иегова, и все же мы не можем полностью замалчивать богатство этого имени. Иегова-Саваоф - Бог воинств (см. 1Цар.17:45). В Писании это имя появляется более двухсот пятидесяти раз. Впервые мы услышали его, когда Давид в своем историческом столкновении выступил против филистимского воина-гиганта Голиафа. Давид не полагался на то, во что верили остальные, но действовал на основании того факта, что Бог был с израильской армией - Он был, в сущности, Богом своего воинства. Все понимали, что израильские войска не были единственной военной силой Бога. У Него были и другие резервы, одно воинство за другим, а Он Сам был Богом воинств. Бог стоит на стороне всех тех, кто любит и доверяет Ему. "Если Бог за нас, кто против нас?" (Рим.8:31) Люди веры находятся в конфликте со всей философией этого мира, включая ее цели и методы. Но мы не может проиграть эту войну. Христос уже победил мир, и мы в Нем тоже должны быть побеждающими. Иегова-Ире - Господь усмотрит (см. Быт.22:14). Авраам дал такое название той горе, потому что именно на этом месте он собирался принести в жертву Исаака, своего единственного сына. Бог остановил это человеческое жертвоприношение, вполне приемлемое для того времени и обычаев, а вместо Исаака дал Аврааму овна для принесения его в жертву. В этом отчасти исполнилось пророчество Авраама, когда он говорил, что Бог усмотрит Себе агнца в качестве жертвы. Но настоящее исполнение этого пророчества произошло позже, когда Бог усмотрел Агнца для искупления грехов всего мира. Бог усмотрел наивысшее выражение Своего обеспечения, будь то в материальной или духовной сфере, и этим высшим исполнением Иеговы-Ире явился Христос, который занял наше место на суде. Мир живет благодаря Божьему материальному и физическому обеспечению, но отметает в сторону то самое, что составляет суть имени Исговы-Ире. Иегова-Рафа - Господь-Целитель (см. Исх. 15:26). Это имя стало откровением о Боге, но Бог не может быть никем иным, по только Тем, Кто Он есть, будь то для Израиля или любой другой нации. Здесь речь идет о физическом исцелении, но Бог - это Бог исцеляющий во всех ситуациях, где есть разрушения и физические, и внутренние, как и духовные болезни на всех уровнях. Он есть ИЕГОВА СПАСЕНИЯ. Иегова-Нисси - Господь - наше знамя (см. Исх.17:15)-Моисей дал это имя жертвеннику благодарения Богу после того, как Израиль, мало подготовленный к сражениям, одержал победу над амаликитянами. Моисей вымолил эту победу. Бог есть Бог победы. Как поется в одном из знаменитых христианских гимнов, "Я побеждаю, если Ты со мной". Иегова-Шалом - Господь есть мир (см. Суд.6:24). Так был назван другой жертвенник, построенный Гедеоном после посещения его Господом, когда Бог призвал Гедеона встать на защиту Израиля от мадианитян. В те времена мир жил войнами. Победа Гедеона была бескровной, поскольку захватчиков охватила паника при виде веры Гедеона и его стратегии. Это явилось доказательством того, что Бог требует мира, а не кровопролития. "Шалом" - великое еврейское слово, часто употребляющееся в Писаниях. Оно выражает благополучие, благосостояние, доброе здоровье и безопасность. Иисус приветствовал Своих учеников этим словом: "Шалом!" И до сих пор Он приветствует нас этим же словом: "...умиротворив чрез Него, Кровию креста Его, и земное и небесное" (Кол.1:20). Иегова-Цидкену - Господь - оправдание наше (см. Иер.23:5,6). Иеремия говорил о Том, Кто должен был прийти и стать нашим оправданием. "Вот, наступают дни, говорит Господь, - и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот - имя Его, которым будут называть Его: "Господь - оправдание наше!". Этот титул тесным образом связывает Иисуса Христа, Отрасль из династии Давида, с Иеговой. Это Собственное имя Бога, и оно осуществилось во Христе, Который не пролил ничьей крови, кроме Собственной, и принес в мир вечную праведность. Иегова-Шамма - Господь там (см. Иез.48:35) - последние слова пророчества. Это выдающееся утверждение о Боге. Он никогда не приходит, но постоянно пребывает "там". Мы не можем предварить Его. Иисус сказал: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мат. 18:20). Он есть прежде всего сущего, вечный "Я есмь", где бы мы ни были и когда бы мы ни были, постоянная "всегда присутствующая помощь". Это тайна, которую мы никогда не сможем понять, но которой всегда можем наслаждаться. Эти имена и компоненты имени Иеговы могут умножаться, ибо Господь - это все для всех. Здесь можно привести принцип, согласно которому "по вере вам да будет". То, Кто есть Бог, не сможет открыть даже последний живущий па земле человек, но вера может исследовать неизмеримую благость Божью. Двадцать второй псалом представляет собой поразительный пример этого. За каждым из его утверждений стоит имя ИЕГОВЫ. В заключение этой главы о вере мы покажем это на примере, в котором вера учит, Кто есть Бог и какие имена Он имеет. Господь - Пастырь мой [Иегова-Раах]; Я ни в чем не буду нуждаться [Иегова-Ире]: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим [Иегова-Шалом], Подкрепляет душу мою [Иегова-Рафа], Направляет меня па стези правды Ради имени Своего [Иегова-Цидкену]. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной [Иегова-Саваоф]; Твой жезл и Твой посох-они успокаивают меня [Иегова-Мкалеш]. Ты приготовил предо мною трапезу ввиду врагов моих [Иегова-Нисси]; Умастил елеем голову мою [Иегова-Рафа]; Чаша моя преисполнена [Иегова-Ире]. Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей [Иегова-Шалом], И я пребуду в доме Господнем многие дни [Иегова-Шамма]. Бог сказал: "Я есмь то, что Я есмь". Он не может быть иным, Он есть то, что Он есть, в любое время для любого, во все времена, во всех местах и обстоятельствах. Имена, которые мы рассмотрели в этой главе, просто служат напоминанием о конкретных событиях, о каких-то моментах, когда люди видели доказательства того, Кто Он есть. Но есть ли границы Его именам? "Показал нам Господь, Бог наш, славу Свою и величие Свое". Глава 15 ВЕРА И БОЖЬЕ "Я БУДУ" Бог и Его "Я буду" Фразы, обозначающие волеизъявление Бога, встречаются в Писании около четырех тысяч раз. Это общие выражения, которые мы все часто употребляем в своей речи. В каждом языке имеются эквивалентные слова или словосочетания. Но интересно вот что: в Библии Бог говорит об этом намного чаще, чем все люди вместе взятые.Устами ветхозаветных пророков Бог постоянно упоминает о Своих намерениях и воле, и во многих случаях Он подчеркивает это. В Книге Исход Бог употребляет подобные фразы девяносто шесть раз, но другие персонажи этой книги употребляют такие же фразы всего двадцать два раза, и ссылки на их действия в будущем упомянуты только в тридцати двух случаях. Бог настолько часто говорит о Своем волеизъявлении, что можно назвать Библию выражением Божьей воли. Библия констатирует несколько очень значительных фактов. В девятой главе Книги Бытие мы встречаем первый библейский пример особого употребления Божьего "Я буду". Между девятым и семнадцатым стихами Бог употребляет различные выражения Своего волеизъявления восемь раз. Бог общается с нами именно на таких условиях. Наше дело верить. Пророк Исайя в своей книге практически в каждой главе представляет нам Бога, Который говорит о Своих намерениях и воле. В срок первой и сорок шестой главах Бог говорит о Своих намерениях сотни раз. В сорока девяти главах из пятидесяти двух мы читаем о волеизъявлении Бога, а в тридцатой главе Бог говорит: "Я буду" двадцать восемь раз. Человеческое "я буду" В Евангелиях отмечены особые случаи, когда люди говорят, что намерены сделать что-то. Иногда это чисто человеческое желание, которое не осуществляется. Богач сказал: "Я сделаю то-то и то-то", - но не сделал, потому что умер. Потенциальный ученик сказал: "Я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел", - однако не исполнил своих слов. Петр сказал: "Не отрекусь от Тебя", - но отрекся. Дьявол сказал Иисусу: "Тебе дам власть над всеми сими царствами", - но не отдал. Иисус рассказал об одном сыне, который в ответ на просьбу отца ответил: "Не хочу", - но пошел, а другой сказал: "Иду", - но не пошел. (Лук.12:18; Мат.8:19:26:35; Лук.4:6;Мат.21:28-30). В Послании Иакова о намерениях человека сказано особо. "Теперь послушайте вы, говорящие: "сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль"; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам творить: "если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое"" (Иак.4:13-15). Для Иакова имеет значение только то, чего желает Бог, а не то, чего хотим мы. Не "я буду", но Божье "Я БУДУ". Высшее "Я буду" Христос пришел, чтобы исполнить волю Отца. Поэтому Его воля для нас совершенна. Еще на раннем этапе служения Христа один человек получил исключительно ясное понимание волн Христа. Это был безымянный прокаженный. Когда Иисус возвращался после Нагорной проповеди, к Нему подошел прокаженный (см. Мат.8:1-3). Он был одним из тех многочисленных люден, которые слушали Иисуса. Мы читаем о реакции людей на проповеди Христа: "И дивились Его учению, ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники" (Map. 1:22). Учение книжников заключалось в том, что говорили учителя закона и другие ученые. Сегодняшние ученые весьма похожи на книжников тех времен. Большая часть их учения состоит в цитировании других ученых. Если богословы не цитируют своих коллег, они не будут считаться достаточно информированными, и потому их авторитет строится друг на друге. Вся работа заключается в том, чтобы обсудить, что сказал другой ученый, а затем дать собственное мнение о том, что есть правильно. В результате мы видим шаткие башни суждений, часто напоминающие карточные ломики. Учителя в дни Христа делали то же, но Иисус говорил, полагаясь на Собственную изначальную власть. Его слова были: "Аминь! Аминь! Истинно говорю вам". Прокаженный подошел и поклонился Христу, сказав при этом: "Господи! если хочешь, можешь меня очистить". Иисус прикоснулся к нему и сказал: "Хочу, очистись" - и немедленно прокаженный очистился. Это весьма примечательно. Человек понял, что власть Христа сосредоточена в двух направлениях. Во-первых, человек увидел, что власть Христа нельзя подвергать сомнению. Его деяния доказывали Его неограниченную власть. Во-вторых, он поклонился Христу, потому что увидел, что Христос желал всего того, что действительно имело смысл и значение. Возможно, никто больше в Евангелиях не достигал такой глубины видения. По крайней мере, никто не выразил его так ясно. У прокаженного не было никаких сомнений во власти и силе Иисуса. Он видел, что Иисус может все. Но он видел также, что все зависит от воли и желания Христа. Иисус сказал: "Я буду". Он также сказал: "Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут" (Map.13:31). Поэтому Христово "Я буду" никогда не прейдет. Оно покажет вам, что делает Господь, когда Он видит проказу или другое зло - во все времена. Слова Иисуса обращены ко всем. Он показал тому прокаженному, Кем Он был. Но "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же" (Евр.13:8). Его откровение не было предназначено лишь для одного человека, оно записано как Слово Божье для каждого из нас. Очищение этого безымянного прокаженного засвидетельствовало о Божьей воле для всех безымянных страдальцев и пленников сил зла в этом мире. Точно так же Бог говорил в начале сотворения мира (см. Быт. 1:2; Иоан. 1:1-3). Однажды Он сказал: "Да будет свет" - и до сего дня свет светит людям. Его повеления действенны и заставляют солнце светить так, как Он повелел. Его Слово - самая реальная вещь из всего существующего. Когда Иисус сказал прокаженному: "Хочу, очистись", Его слова засвидетельствовали, в чем заключалась Его воля. Его воля - благая, милостивая, положительная. В этом заключается суть Его откровения о Себе. Иисус сказал о своем желании очистить и освободить людей одному обездоленному как представителю всех обездоленных этого мира. Мы должны молиться, чтобы Его воля исполнялась, и мы знаем, в чем Его воля. Нам не нужно молиться: "Если есть на то Твоя воля", когда Он показал, чего Он хочет для нас. Христос выполняет волю Отца, и точно так, как Отец, Он есть великий Бог с благой волей. Это позволяет нам представить портрет Бога с открытым лицом и любовью, изливающейся на нас. Это свет, осияющий наш трудный путь по жизни! Божье "Я буду" характеризует Его на всем этом пути, во всех повествованиях Писания. Он говорит всему человечеству о Своей благой воле. Во время бракосочетания жених и невеста используют те же выражения волеизъявления, когда провозглашают верность друг другу. Всемогущий Бог в Книге пророка Исаии (54:5,8) так же провозгласил Свою верность народу: "Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф - имя Его... вечною милостью ПОМИЛУЮ тебя, говорит Искупитель твой, Господь". В этом проявляется характерное для Бога отношение ко всем нам. Кажется, никогда Бог не говорит нам: "Не буду и не хочу". Он никогда не обижается на нас, не выражает нежелания, непрощения, но когда мы приходим к Нему, Его лицо открыто для нас. А что требуется с нашей стороны? Об этом сказано в Псалме 109:3: "В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни".
|