Когда семьсот лет назад Стивен Лэнгтон разделил Библию на главы, он выбрал неудачное место для начала девятой главы. Она начинается с того, как Христос исцелил слепого. А до этого люди из храма хотели побить Иисуса камнями (см. Иоан. 8:59). Но этот эпизод должен прочитываться следующим образом: "Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, прошед посреди них, и пошел далее". "И (Иоан.9:1) проходя увидел человека, слепого от рождения". Уходя от фанатиков, пытавшихся убить Его, Он тем не менее почувствовал сострадание к слепому человеку, всю жизнь мучившемуся отсутствием способности видеть. Таково отношение Иисуса к людям. Но ученики Его не так поняли Учителя. Они привыкли видеть вокруг себя множество слепых нищих, однако обратили внимание на то, что сделал Иисус. В тот момент Он ничего не сказал, поэтому они, конечно, решили, что следует прокомментировать случившееся. Мы всегда говорим, идет ли речь о словах или о смысле. Поэтому они облекли в слова общеизвестные банальности, рассуждая о том, почему человек родился слепым, - тема, которая была достаточно популярной в те дни. Был ли то его грех до рождения, или же его родители согрешили, и если да, то который из них? Словно это имело какое-нибудь значение!
Это так по-человечески, рассуждать о чужой беде. Тут мы невольно вспоминаем "утешителей" Иова - Елифаза, Вилдада и Софара. Для некоторых людей вся жизнь состоит из проблем. Есть проповедники, которые не хотят говорить ни на какие другие темы. Даже в пасхальное воскресенье, когда Иисус воскрес, они взбираются на кафедру и говорят: "Друзья, сегодня наша проблема заключается в следующем..." В некоторых приходах можно видеть, как на людей воскресенье за воскресеньем возлагают все больше и больше проблем, так что они уже не могут этого нести на себе. Разговоры часто становятся заменителем веры, и проповеди в таких случаях превращаются в оправдание неверия.
Иисус был заинтересован в философствованиях на тему о причинах болезни не более хирурга, у которого больной лежит на операционном столе. Он не объясняет, в чем причина, но говорит следующее: "Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола" (1Иоан.З:8). Его ответ состоит не в словах, но в действиях, ибо "ранами Его мы исцелились" (Ис.53:5). Бог говорит - и Его слова обладают созидательной силой. Он говорит "АМИНЬ" Своим собственным словам и делает то, что говорит.
Но у учеников не было слов со значением. Они просто пересказывали популярные для того времени идеи. Не знаю, почему они не действовали Иисусу на нервы. Он проявил бесконечное терпение. В их комментарии видится только любопытство по отношению к больному человеку, а для этого не нужно ни веры, ни действия, Иисус немедленно разрешил вопрос о том, кто согрешил. Он сказал: "Не согрешил ни он, ни родители его". Такой ответ изумил учеников. Такой ответ опроверг две тысячи лет религиозных идей. Но тогда и исцеление слепого тоже было новшеством за все две тысячи лет.