Паша глава о вере и свете полностью основана на Евангелии от Иоанна Свет и тьма противопоставляются в нем на протяжении всего повествования. Иоанн использует слово "тьма" пятнадцать раз. Начало этой теме положено в первой главе, стих 5-й: "И свет во тьме светит, и тьма не объяла его".
Следует еще раз внимательно взглянуть на выражение "тьма не объяла его". В других библейских переводах имеются другие варианты этого слова - "тьма не поняла его", "не приняла", "не преодолела", "не взяла верх". То слово, что использовал здесь Иоанн, обладает всеми этими оттенками значения - "охватить", "овладеть", "удивить", "осознать", "захватить" или "внезапно атаковать".Но почему он использовал такие выражения и многозначные ссылки? Причина этого очень важна. Он хочет испытать читателей, не испугать и не подавить их, не запутать сложными научными терминами. Люди могли понять его слова так, как хотели, и таким образом связать свое понимание с тем, что он сказал. Их понимание показывало, кем они сами являются на самом деле.Давайте еще раз взглянем на это слово. В нем имеется много значений, и все они говорят о том, что тьме не удалось сделать со светом. Тьме не удалось преодолеть, завладеть и победить свет. Используйте то слова, которые вам нравятся, но Иоанн говорит, что неважно, в чем заключалась угроза тьмы, будь то в преодолении или захвате, удивлении или в чем-либо еще, но главное - никоим образом тьма не в состоянии взять верх над светом.Верующие находятся на стороне победителя. Они не случайные фавориты, они безусловные победители. Тьма никогда не одержит верх над светом.
Иоанн различными способами иллюстрирует это. Он упоминает физическую тьму, или земную ночь, и придает ей особое значение - намек для нас, чтобы мы читали между строк. В этой главе мы с вами посмотрим на эти случаи. Они помогут нам пройти наш путь, и именно этого хотел Иоанн, как сказано в Псалме: "Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей"(Пс.118:105).