ВЕРА В НОЧИ
Евангелие от Иоанна - самая проницательная из всех книг Библии. В нем много фактических событий и буквальных выражений, которые нужно понять. Мы это увидим в следующей главе, названной "Инфракрасные лучи веры". Здесь же мы рассмотрим два или три случая, полные значимости и скрытого смысла. Как свидетельствует Иоанн: "Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь" (Иоан.6:63). В Евангелии от Иоанна (6:17-22) сказано: "Становилось темно, а Иисус не приходил к ним... и отплыли одни ученики Его". Это первое замечание, а чуть позже автор делает другое замечание, и эти два стиха, как мы увидим, становятся тем более поразительными. Однако в первую очередь Иоанн хотел, чтобы мы поняли, что пока Иисус не присоединится к нам, всегда будет темно. Так было и так будет. К группе учеников подошли греки и сказали Филиппу: "Мы хотим видеть Иисуса". Они пребывали во тьме. Тогда греки были самой образованной нацией во всем мире, но в духовном отношении они были погружены во тьму. О тех временах и их религиозных идеях один автор писал так: "Они осознавали существование сверхъестественной реальности, но не видели в этой реальности благорасположения по отношению к человечеству, поскольку сами были слепы и даже разрушительны в своих действиях". Тьма: Греки ничего не знали о Небесном Отце, Который отдал Сына Своего из любви к человечеству. Иисус говорил им о готовности пожертвовать ради них Своей жизнью. Но их миросознание было заполнено опасными божествами. Например, в одном языческом мифе бог Дионис разгневался на царя Фив Пентея, потому что царь не оказывал ему почтения. Бог лишил царя и его мать разума, и она растерзала собственного сына на куски. Апостол Павел был хорошо знаком с такими историями и назвал те дни "временами неведения". А теперь давайте взглянем на хорошо известную и правдивую историю в шестой главе Евангелия от Иоанна. Ученики, прилагая все усилия, гребут против ветра и течения во тьме и вдруг видят прозрачную фигуру, легко скользящую по неспокойной поверхности озера. От этого их страхи только увеличились. Они были закаленными людьми, но и они закричали от ужаса. И тогда поверх рева волн и ветра они услышали голос Христа: "Это Я: не бойтесь" (Иоан. 6:20). Иисус был плотником и строителем, но не моряком, и они знали, что "со Христом в лодке мы можем смеяться над любыми штормами" (Иоан. 6:22). Толпа заметила, что ученики отплыли без Иисуса. Иисус обладал такой притягательной силой, что когда ученики отплыли без Него, они остались "одни". Двенадцать сильных и мужественных рыбаков и моряков, знакомых с капризами морском погоды, были вместе, но без Иисуса они остались "одни"! Это было даже хуже, чем, если бы каждый из них остался одни. Им было одиноко, к тому же наступила тьма. Если бы все население планеты в шесть миллиардов человек осталось без Иисуса, мы все испытывали бы одиночество и находились в глубокой тьме. Этот мир был бы таким же ужасным и одиноким, как зима в Антарктике, закованной в ледовый панцирь. Но Он здесь! И мы не одиноки во враждебной вселенной. У нас есть Друг: "Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я" (Иоан. 14:2-3). А что будет до этого? Ну, конечно же, "Я с вами во все дни до скончания века" (Мат. 28:20). Человек Иисус снимает все наше беспокойство. Но даже в той лодке, скрипевшей под натиском бешеных волн, ученики немедленно почувствовали облегчение, когда Иисус сказал: "Это Я; не бойтесь". Эти слова, записанные на греческом языке (ego eimi), буквально означают "Я есмь". И поскольку ОН ЕСТЬ, мы можем чувствовать себя в полной безопасности. "Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня" (Пс. 22:4). Это все, что нам нужно знать.Я полагаюсь только на Тебя, И помощи жду я от Тебя. Укрой меня, беззащитного, Тенью могучих крыл. Далее Иоанн говорит о том, о чем я уже упоминал: "Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли" (Иоан. 6:21). Нет сомнений, они очень хотели взять Его к себе в лодку, но в Евангелии от Марка (6:48) сказано, что Он "хотел миновать их".Им самим нужно было принять решение. Если они действительно хотели, Он бы сразу присоединился к ним. Иисус всегда такой. Он ждет нашего приглашения. А теперь, очень важный результат: "Тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли". Как только Иисус подошел к ним, и они оказались у своего берега! Когда Иисус приходит к нам, мы тоже доходим до места своего назначения. Это высшая точка в нашей жизни, это наша цель. Христос – это тот берег, к которому мы направляемся. Он и есть цель всего нашего путешествия. В Евангелии от Матфея (8:19-20) отмечена интересная встреча с Иисусом. Он сказал Иисусу: "Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел". Он думал, что Иисус направляется куда-то, и если он присоединится, к Иисусу, он тоже доберется до того места. Он хотел достичь конкретного места в жизни, тем более с таким Человеком, Который рассказывает о Царстве. Он был социальным карьеристом. Какая слепота! Ведь Иисус не направляется в какое-то конкретное место и не собирается кем-то стать. Он Сам и ЕСТЬ место назначения, Он есть ВСЕ – Начало и Конец. Царство и ЕСТЬ Иисус. Он есть единственный Свет мира. Если вы последуете за светом, куда вы попадете? В свет! Последуйте за светом Христовым, и вы окажетесь у Его ног. Он освещает путь только в одном направлении, к Себе. Он есть Путь, начало этого пути и его конец, тот берег, к которому направлялись Его ученики. Есть люди, которые приглашают нас присоединиться к ним в поисках истины и света. Но если у них самих нет света, как они могут найти истину? Они во тьме споткнутся об истину, и не будут знать, что произошло. Они говорят: "Лучше идти с надеждой, чем дойти до места назначения". Другими словами, вечный поиск и отказ от обретения. Но Иисус сказал: "Ищите, и найдете". Некоторые люди знакомы только с поиском, они постоянно чего-то ищут, но не знают, чего ищут, на что это похоже и даже где оно находится! Павел предупреждал Тимофея о таких слепых провожатых, "всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины" (2 Тим. З:7). Вот почему они не любят нас, христианских верующих, потому что говорим, что нашли искомое. Мы говорим – я знаю, во что я верю. Некоторые из нас не хотят остаться вечными странниками, занятыми вечными поисками. В легенде о мистическом корабле таинственный "Летучий Голландец" под полными парусами видели у мыса Доброй Надежды, но он никогда не войдет в свою гавань. А со Христом мы уже бросил" якорь в своей гавани. Он есть "наш вечный дом" вне границ тьмы. А вот описание другой ночи. Quot;Он [Иуда]... тотчас вышел; а была ночь" (Иоан. 13:30). "Иуда, взяв отряд воинов и служителей... приходит туда с фонарями и светильниками и оружием" (Иоан. 18:3). В Гефсиманский сад Иисус пришел вместе со своими учениками. Они пришли без фонарей и светильников. Он часто ходил в этот сад, чтобы помолиться, и знал там каждую тропку. Светила луна, но под деревьями было темно. Без Него ученикам бы понадобились светильники. Иоанн напоминает слова Иисуса: "Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни" (Иоан. 8:12). С Иисусом нам не нужны никакие светильники. Мир создает свои средства искусственного освещения, гордого и независимого. Люди предпочитают силу своего разума Божьему могуществу. Моисей сказал: "Если же не будешь слушать гласа Господа твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия и постигнут тебя... поразит тебя Господь сумасшествием, слепотою и оцепенением сердца. И ты будешь ощупью ходить в полдень, как слепой ощупью ходит впотьмах, и не будешь иметь успеха в путях твоих, и будут теснить и обижать тебя всякий день, и никто не защитит тебя" (Втор. 28:15, 29).Иов видел, как это произошло с ним самим, как об этом сказано в Книге Иова (12:24-25): "[Бог] отнимает ум у глав парода земли… ощупью ходят они во тьме без света". В Книге пророка Исаии (59:9-10) есть такое свидетельство: "Ждем света, и вот тьма, озарения, и ходим во мраке. Осязаем, как слепые стену, и, как без глаз, ходим ощупью; спотыкаемся в полдень, как в сумерки, между живыми – как мертвые". Павел сказал грекам в Коринфе, что "мир своею мудростью не познал Бога" (1 Кор. 1:21). Никто не сможет возразить против этого библейского стиха. Библиотеки мира полны рассуждении самых проницательных умов, когда-либо существовавших на земле, но они не могут ничего сказать нам, кроме того, что они ни в чем не уверены! Искусственные фонари и светильники! Моисей сказал: "Поразит тебя Господь сумасшествием" Самые потерянные люди на свете – это те, кто полагается лишь на разум. Они не знают истины. У одного человека на груди висел значок с буквами "IAK". Он сказал, что эта аббревиатура означает: "Я в смятении". Один друг рассказал мне: "Смятение начинается с буквы "С", а не "К"". Но тот человек ответил: "Вот это и есть степень моего смятения". Вера проясняет разум. Но что интересно, вера на этом не останавливается. Она превращается в знание и свет. Вера раздвигает шторы и снимает шоры, давая нам способность видеть, а не лишая нас зрения. В течение двух с половиной тысяч лет человечество копило знания, и сегодня все именно так, как сказали Моисей, Иов и Исайя, – люди "ощупью ходят в полдень, как слепой ощупью ходит впотьмах". Но с тех пор, как пришел Иисус, у нас всегда полдень. "Восстань, светись... ибо пришел свет твой" (Ис. 60:1). "А для вас, благоговеющие пред именем Моим взойдет Солнце правды" (Мал. 4:2). "Тьма проходит, и истинный свет уже светит" (1 Иоан.2:8). Иисус сказал: "Если будешь веровать, увидишь славу Божию" (Иоан. 11:40). Далее, Иоанн говорит о другой ночи (20:1): "В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно". И опять Иоанн в слова "когда было еще темно" вкладывает двойственный смысл. Когда Христос воскрес, для всего мира наступил рассвет. Но в течение тех ужасных часов всему миру, ученикам Иисуса и Марии Магдалине в частности, не только показалось темно, но и на самом деле сильно потемнело. Когда Христос умер, свеча надежды погасла. В течение тех трех дней и ночей истина была в затмении. Иисус предупредил учеников, что такое время наступит, как сказано в Евангелии от Иоанна (9:4): "Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать". Но они решили, что Он ушел. И наступила ночь. "Тогда было еще темно", но это длилось недолго! Мария "бежит" к Петру и Иоанну, они тут же вскакивают, и оба "тотчас" бегут ко гробу. Мария тоже вернулась. Иоанн был моложе и первым добежал до гроба, но остался стоять снаружи, заглядывая внутрь. Вход в гробницу не был широким, и Иоанн считает нужным сообщить, что он "увидел лежащие пелены" (Иоан. 20:5). Тут подоспел и Петр. Будучи импульсивным человеком, он вошел в саму гробницу. И Иоанн опять упоминает, что Петр увидел "пелены лежащие". Теперь Иоанн говорит о разнице между тем, как видели эти Два человека. Он употребляет разные слова для этого. Кроме того, у гроба собрались три разных человека – это Мария, Петр и Иоанн, и они тоже смотрят по-разному. Мария увидела, что камень от входа во гроб был отодвинут. Иоанн употребляет глагол, обычный для передачи понятия сидеть" (греч. Ыеро). Когда подошел Иоанн, он наклонился и посмотрел так же, как смотрела Мария, в результате чего увидел ткань, в которую был обернут Иисус. Это тоже был обычный взгляд. В этих двух случаях нам представлен один способ видения. Многие слышат свидетельство о Христе, Его преображающей силе, Его чудесных исцелениях. Люди даже берут Библию и читают, но на самом деле здесь речь идет о мимолетном взгляде. Вряд ли такие люди всерьез задумываются над тем, что услышали или о чем продела читали. В такого рода видении нет веры. Фактически это видение слепого, темный фонарь физической способности видеть, в котором совершенно отсутствует духовное. На тот момент для Марии все "еще было темно", так же, как темно для всех тех, кто пожимает плечами при виде сверхъестественных проявлений и свидетельств живого Иисуса. Теперь ко гробу подошел Петр и приступил к самой сути вещей. Начнем с того, что он вошел в гробницу. И там он "видит" все ту же ткань, но в греческом оригинале мы находим уже другое слово – theoreo, то есть, он обратил на них особое, пристальное внимание. Что бы ни случилось с телом Иисуса, этих кусков ткани здесь быть не должно. Они должны быть на Нем. Все это очень странно. Присутствие пелен следует объяснить. Но пока он не пошел дальше. И здесь мы встречаемся со вторым способом видения. Люди замечают что-то и, желая понять это, требуют объяснений. Вселенная чудесна. Но в ней происходят странные вещи. На молитву приходят ответы. Умершие воскресают. В природе происходят невероятные события. Все это заставляет теряться в догадках многих людей, в частности, ученых. Миллионы людей признают, что здесь кроется какая-то тайна, что-то необычное. Но тайна остается тайной, ожидающей своей разгадки. Некоторые даже получают удовольствие от этой тайны и ничего не могут различить в темноте гробницы. Затем в гробницу входит Иоанн. Он и раньше видел то, что видит Петр, но теперь у Иоанна глаза видящего. Как он сам говорит о себе: "и увидел, и уверовал" (Иоан. 20:8). В Евангелии эта способность видеть передается при помощи другого слова (греческое егаеп от homo). В девятом стихе сказано: "Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых". В этом случае мы не знаем, когда именно Иоанн на самом деле уверовал. Но мы знаем одно наверное – он уверовал во Христа, то есть он поверил, что Иисус всегда был Владыкой, всегда – Победителем. Иоанн не знал и даже не мог предположить ничего настолько фантастического, как воскресение, но его вера оставалась с ним даже тогда, когда он чего-то не понимал. Каким-то образом Иисус победил и сбросил эти траурные пелены. Иоанн это понял. Здесь мы встречаемся с третьим видом видения, когда человек "увидел и поверил". Мы можем оглядываться вокруг, наблюдать то же, что видят другие люди, читать ту же Библию, слышать те же свидетельства, жить в том же мире, но смотреть на все другими глазами, имея внутри себя глубокое понимание. Наш дух признает свое происхождение, то "нечто", что является сугубо личным, живым и настоящим. Мария продолжала смотреть, но еще не видела. Она видела двух ангелов, затем увидела Иисуса, но по-прежнему ее глаза были способны только на мимолетный взгляд, как у Петра, когда он рассматривал пелены в гробу (слово theoreo). И тогда Иисус заговорил, и ее уши услышали то, чего не смогли увидеть глаза. Никто другой не мог сказать "Мария" так, как мог сказать только Он. Она, "обратившись", наконец посмотрела на Него (см. Иоан. 20:16). Произошло огромное изменение – обращение. Она поняла, что Он жив. Вера именно это и дает – способность увидеть Его, Невидимого. Это Он! Мы видим Иисуса! Он есть Единственный. Вот Он, Бог Библии, библейский Иисус, Тот, Кто должен быть мертв, однако Он жив! Мы видим то, Кем Он был и Кем продолжает быть – побеждающий человеческие сердца, отвечающий на молитвы, исцеляющий больных, благословляющий наши души, созидающий и творящий новое. Мы можем увидеть и уверовать. Что-то происходит, мы слышим свидетельства, и эти свидетельства говорят только об Одном – об Иисусе. Пока не придет Иисус, нам будет темно. Пока Он не придет, нам будет одиноко. Пока Он не придет, все покрыто тайной. Но если мы принимаем решение взять Его с собой в нашу лодку, мы успешно причаливаем к берегу, к которому направлялись.
|