Глава 1. Однажды, когда Авраам начал жить жизнью кочевника, мелкий царек напал на страну
ВЕРА АВРААМА (часть 2)
Военная добыча
Однажды, когда Авраам начал жить жизнью кочевника, мелкий царек напал на страну. То был авантюрист по имени Кедорлаомер, более схожий с крестным отцом мафии. В течение двенадцати лет он вымогал дань – как рэкетир, обеспечивающий "защиту" для небольших соседних поселений. Пять городов-государств восстали против Кедорлаомера и его пособников, но мятеж лишь спровоцировал его на еще более жестокие ответные действия. Эти гангстеры выступили с грабительской экспедицией. В своем неистовстве они захватили Содом, Гоморру, Севоим и Белу, города на равнине, пользовавшиеся дурной славой. Лот же, племянник Авраама, жил в Содоме. Вместе со своей женой и замужними дочерьми он был взят в плен, а разбойники захватили все добро, которое им принадлежало. Авраам услышал об этом и решил помочь. Он вступил в союз с сильными лидерами в той округе, и они выступили вместе с ним. Они представляли собой хорошо обученную и значительную армию. Все вместе они отправились в погоню за грабителями, тщательно спланировав спасательную экспедицию. Под руководством Авраама освободители нанесли поражение Кедорлаомеру и всей его банде, выручили пленников и все награбленное добро и, кроме того, захватили военную добычу в качестве компенсации. Царь Содома вышел Аврааму навстречу. Он набрался наглости и стал советовать Аврааму, как поделить добычу, захваченную Авраамом в битве! Он хотел вернуть себе людей, а Аврааму разрешил оставить себе награбленное добро в качестве военной добычи. Этому царю суждено было услышать нечто необычное. По тем временам это было действительно новостью. Авраам-победитель сказал: "Даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего" (Быт. 14:23). Он не хотел, чтобы хоть кто-нибудь мог сказать, что содомляне обогатили его. Бог показал ему, что город, к которому так стремился Авраам и строителем которого был Сам Бог, никогда не станет обогащаться за счет других, за счет грабежа и захвата. Авраам пошел иным, лучшим путем. Города жили разрушением других городов, похищением чужих урожаев и богатств, использованием пленников как рабов. Вся идея военной силы сводилась к грабежам. Например, в пятой главе Книги Судей рассказывается о восстании ханаанеев против Израиля, которое подавила Девора. Там упоминается мать ханаанского военачальника, выглядывавшая из окна и ожидавшая сына, и ей было сказано: "Верно, они нашли, делят добычу, по девице, по две девицы на каждого воина, в добычу полученная разноцветная одежда Сисаре, полученная в добычу разноцветная одежда, вышитая с обеих сторон, снятая с плеч пленника". Когда Авраам отказался от этой практики, это совершенно сбило с толку жадного содомского царя. Авраам знал, что действовал как Божий слуга, и ему не нужно было удерживать из награбленных сокровищ себе заработную плату. Бог подтвердил Свое одобрение. "Было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика" (Быт. 15:1). Авраам верил Богу. Он видел, что с таким Богом ему не нужно убивать и проливать кровь, раздевать других людей и отнимать у них имущество, чтобы самому обогатиться за счет мародерских рейдов. Бог позаботится о нем. Бог действительно заботился, и заботился очень хорошо. Вера Авраама привела его к новым двум принципам: – Во-первых, сильные должны помогать слабым, а не преимуществом своей силы. – Во-вторых, вера в Бога не означает, что вам нужно наносить другим увечья. Бог может сделать вас богатыми, не делая бедными других. Это был новый идеал. В течение долгих столетий этот идеал не принимался, его считали безнадежным и непрактичным. Мир очень медленно усваивает подобные уроки. Он предпочитает работать над принципами выживания самых сильных, заталкивает слабых в угол, думает только о себе, независимо от того, кто идет следом. Но это не библейский путь. Во время написания этой книги в новостях передавали сообщение о том, что до сих пор обсуждается вопрос о дележе добычи, захваченной во время Второй мировой войны. Наш мир до сих пор полностью не воспринял уроки, полученные на основании цивилизованных принципов Авраама. Во времена Иисуса Навина один из воинов, Ахан, оставил у себя добро, захваченное во время военной операции. Он навлек на все свое племя позор, и его поступок через три столетия привел к расколу в единстве нации. Основные племена отделились от колена Иудина, а племя Ахана осталось с царем Ровоамом. Жадность имеет различные формы. Конечно, сегодня она проявляется совершенно очевидным образом в коммерции. Иисус говорил об этом как о проявлении "языческого" – то есть безбожного. В Евангелии от Матфея (6:32-33) говорится: "Всего этого ищут язычники, и Отец ваш Небесный знает, что вы' имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Бижия и правды Его, и это все приложится вам". Авраам и Лот
Лот, племянник Авраама, был типичным представителем того времени. Все его помышления были направлены на то, как бы сделать себе хорошо и из каждого извлечь для себя выгоду, у Авраама с Лотом однажды возникла проблема. Они оба были состоятельными людьми с большими стадами домашнего скота – основным богатством в те дни. Им нужны были обширные пастбища. Поскольку их стада находились рядом, это приводило к ссорам и даже дракам между пастухами и скотоводами Авраама и Лота. Все это могло привести к кровопролитию и постоянной вражде между дядей и племянником. Авраам ценил добрые взаимоотношения больше материальных богатств. Он сделал шаг доброй воли, удивительный и щедрый акт. Лоту была предоставлена возможность выбрать то, что ему больше всего нравилось, а Авраам решил взять то, что осталось после Лота. Авраам знал Лота, знал, что Лот выберет лучшее. Он знал, что не может пристыдить своего алчного племянника. Конечно, Лот поступил в полном соответствии со своим характером. Он взял самое лучшее, выбрав самые плодородные земли. В Бытие об этой земле сказано, что она вся "орошалась водою, как сад Господень" (Быт. 13:10). Лот был очень доволен собой. Он не только заполучил самые богатые пастбища, но и города были рядышком, это хороший рынок для сбыта товара. Одним из этих городов был Содом, пользовавшийся дурной славой за свое нечестие. Ради процветания своего бизнеса Лот стал одним из почетных его граждан. В Новом Завете об этом говорится следующее: "Праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, [Господь избавил] (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные)" (2 Пет. 2:7-8). Однако Лот сам решил жить в этом городе, польстившись на хороший рынок и приобретение барыша. Библия называет такое отношение – "любить мир".
У веры нет кулаков
Во всех народах есть люди, всегда готовые ухватить самый большой кусок, воспользоваться шансом, растолкать других локтями и занять передние места. В противоположность им есть такие, которыми можно восхищаться, как, например, Иосиф, называемый Варсавой, или Иустом, из Книги Деяния (1). Он, должно быть, обладал замечательной кротостью и благочестием. Варсава был одним из двух избранных кандидатов на освободившееся место двенадцатого апостола после самоубийства Иуды Искариота. Поэтому случаю ученики бросили жребий – мы бы сказали, они бросили монетку. Жребий выпал в пользу Матфия. Больше об Иусте в Писании нигде не сказано. Какая горечь могла наполнить его душу на всю оставшуюся жизнь! По-видимому, он был учеником Иоанна Крестителя, а затем, с самого начала, следовал за Христом. И теперь его отодвинули в сторону. Ему отказывали в членстве в самой блестящей группе на земле во все времена! Однако нет ни единого намека на то, что он обиделся или же терзал Церковь своими обидами. Существуют легенды о его дальнейшем служении, и в них рассказывается только о его великих деяниях. Полагают, что этот Иуст был одним из тех семи десятков учеников, которых Иисус отправил на служение, и он также был тем, кто понес Евангелие народам Эфиопии. Как? Он был человеком веры и знал, что Господь всегда с ним рядом. Когда человек имеет веру в Бога, то одобрение и почести других людей для него не имеют никакого значения. Такие люди все вопросы отдают на волю Господа. Папий рассказывает, что язычники пытались отравить этого благородного человека, но он выжил чудесным образом. Человек, имеющий настолько глубокое доверие к Богу, что его дух не принял никакого яда, вряд ли станет жертвой кубка, отравленного завистью и обидами. Лот никогда не понимал Авраама, который принципы веры в Бога ставил выше своих деловых интересов, а потому не воспользовался имевшимися возможностями и отказался жить в городе. Лот, вероятно, считал своего дядю глупцом. Кому-то приходится быть в первых рядах, и в связи с этим возникает вопрос, чего мы хотим – веры или почестей. Иисус спросил: "Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу?" (Иоан. 5:44). Авраам выбрал веру, а к ней была приложена и слава. Лот никогда и ничего не делал для тех городов. Но Авраам, муж веры, сделал. Он сражался за них, спасал их плененных граждан и молил Бога не разрушать их. Содом все же был разрушен. В Книге Бытие 19:29 мы читаем замечательный комментарий к этому эпизоду: "Вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота из среды истребления". Лот был избавлен ради Авраама! Авраам спас Лота дважды. Но Лот закончил тем, что стал жить в пещере со своими двумя дочерьми, решившимися на кровосмешение и родившими от своего отца сыновей. Моральный облик дочерей подвергся разложению тем злом, что господствовал в Содоме. А несколько раньше Лот по своей доброй воле сам предложил их одержимой похотью толпе развращенных мужчин вместо двух посетителей мужского пола, которых содомляне "захотели" – "мы познаем их", – было сказано Лоту (Быт. 19:5). "Вспоминайте жену Лотову", – говорил Иисус о его жене (Лук. 17:32). Она не могла оторваться от города точно так, как не смогли мужья ее дочерей, в противоположность Аврааму, который покинул города со всем их образом жизни ради видения Божьего города. Они все цинично проигнорировали даже предупреждение ангелов и погибли. Само основание города Содома взорвалось, осыпавшись па землю серной солью с небес. Жена Лота была застигнута удушливыми парами взрыва, а соли сверху осыпались на нее, превратив в соляной столп. Таковы библейские примеры веры и неверия.
Порядок во всем
Авраам верил, что Бог все обращает во благо. Он верил Божьему Слову, сказанному в его адрес: "Я твой щит: награда твоя весьма велика" (Быт. 15:1). Он не волновался и не переживал о том, что терял или приобретал. У него был Бог – Эль-Шаддай, "Бог избытка". Он не хотел иметь того, чего Бог не хотел для него. Бог выполнил обещание и произвел от Авраама могущественную нацию. Он мог позволить Лоту получить самые лучшие пастбища. Если бы вы спросили Авраама, что Бог подарил ему на день рождения, он бы ответил вам: "Ханаан!". "И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, и сделаю потомство твое, как песок земной" (Быт. 13:14-16). У Лота была небольшая территория, но не было завета с Богом. В состоянии алкогольного опьянения он стал отцом сыновей от своих дочерей, и из них выросли заклятые враги Израиля. Все богатства, ради приобретения которых он продал душу свою, сгорели в клубах дыма в Содоме и Гоморре. Археологи полагают, что место расположения этих городов ныне находится на дне Мертвого моря.
Вера и процветание
Иисус включил принцип Авраама в свое обетование в Нагорной проповеди из Евангелия от Матфея (6:33): "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам". Иисус имел в виду те же благословения Авраама, которыми, как сказал Бог, благословятся все племена земные. "Итак, ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом" (Мат. 6:32): "Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам". Говорят, честность вознаграждает, но не так обильно, как вера. Христианские семьи достигают намного более высокого уровня, как в социальной, так и в материальной сфере. Христианские организации обычно начинаются с простых, часто не имеющих высшего образования людей, но быстро набирают темп и рост. Христиане обычно верили в Бога, испытывали благословения и занимались бизнесом не просто ради собственной выгоды, но ради служения Богу и ради пользы своих работников. Теперь во многих видах бизнеса любовь к деньгам преобладает над любовью к людям. Стремление "опустить", или "подставить", которое наблюдается сегодня в деловом мире, приводит многих людей к депрессии и неуверенности в завтрашнем дне. Это значительное социальное зло, которое в результате приводит ко всеобщей неуверенности. Это плохо для любого вида бизнеса. Когда деньги занимают главенствующее положение, тогда начинается спуск вниз по спирали. Авраам был благословен, потому что у него не было стремления к приобретению денег. Иисус сказал: "И оправдана премудрость чадами ее" (Мат. 11:19). Веру нельзя использовать в качестве средства получения больше того, что для нас должно быть достаточно: " Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу" (1 Тим. 6:8-9). "Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя" (Евр. 13:5). Личная выгода - стремление получить больше, чем достаточно – никогда не была целью для христиан, к которой они прилагали свою веру. Тем не менее, вера создает такие условия, в которых мы действительно можем процветать в соответствии с Божьими целями, поскольку Бог знает наши сердца. Если Богу нужен будет миллиардер, Он сотворит миллиардера, и, не сомневайтесь, сотворит ради Божьего Царства. Бог никогда не обещает награду наличными, потому что наличные – недолговечная награда, которая никогда не принесет настоящего удовлетворения. Бог сказал Аврааму: "Я твой щит; награда твоя весьма велика" (Быт.15:1). Филиппинцы имели и веру, и дела. Их вера проявлялась в дарах и помощи Павлу в темнице. Иисус утвердил этот принцип в Евангелии от Матфея (10:40-42): "Кто принимает вас, принимает Меня... И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей".Во-первых, они принимали Христа как неизреченный дар. Бог награждает того, кто дает Его работникам, так же щедро, как награждает самих работников; тех, кто поддерживает миссионеров, Он наградит так же, как самих миссионеров; тех, кто молится, Он наградит так же, как тех, за кого они молятся. Поэтому Павел мог сказать филиппинцам, которые обеспечивали его в темнице: "Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом" (Фил. 4:19). Люди веры в Писаниях, такие, как Авраам, в списке своих приоритетов на первое, второе и третье места ставили волю Божью. Это означало стремление к праведности, желание искать заблудшие души, отдать жизнь свою и служить Богу, сосредоточив свои взгляд на Его славе. Вера в Бога и стремление к выгоде несовместимы друг с другом. Начиная со второй главы и до конца Ветхого Завета, в Книге пророка Малахии, говорится о вере и богатстве, и автор обличает народ Иудеи с их жалобами о том, что "тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его" (Мал. 3:14). Бог назвал их слова "дерзкими" (см. Мал. 3:13). Однако Бог также слышал других людей, живущих да другом уровне, боящихся Бога и ободряющих друг друга. "И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю". Такие люди записаны у Бога "в памятном книге" (Мал. 3:17). Библейский принцип можно выразить в нескольких словах: "и усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите" (Рим. 12:11). "Пламенеть духом" (греческое zeontes – "кипение") подразумевает не только раскаленные собрания пробуждения, но и бизнес, и работу для обеспечения своей семьи, – но всегда как служение Богу. Кардинал Уолси – известный английский священник в дни короля Генриха VIII – у \мер, обвиненный в государственной измене. Его последние слова были: "Если бы я служил Богу так же усердно, как служил королю, Он бы не оставил меня в дни моей старости". Все дело в том, что он служил королю только ради себя самого. Он сделался чрезвычайно богатым и всесильным. Если бы он служил Богу, он был бы намного беднее, – но бесконечно счастливее. Люди, которым Бог может доверить Свои богатства, это те люди, которые не отдадут своего сердца идолу сребролюбия, но будут всегда полагаться только на Бога. Иисус сел на берегу Галилейского моря с учениками и огромным уловом рыбы и лодке. Он Сам велел им закинуть сети для этого улова. Очи вернулись в море, и результат им очень понравился. Иисус показал на лодки, море и улов рыбы. А затем спросил: "Вы любите меня больше, чем все это?". Точно такому же испытанию подвергся от Господа и Авраам. Любил ли он Бога больше Исаака, которого берег как зеницу ока? В Писаниях много говорится о богатстве, процветании и нищете. Бог не хочет, чтобы хоть кто-нибудь оставался бедным. Благочестие имеет тенденцию делать людей богатыми. Грех может родить нищету, но может также привести к нечестивому накоплению богатств, которое навлекает на обладателя проклятия. Иаков обращается к тем, кто эксплуатирует своих работников и недоплачивает им: "Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваши, находящих на вас" (Иак. 5:1). История Авраама и Лота иллюстрирует эту сложную тему лучше, чем любые определения и заявления. Все, что я здесь написал, представляет собой библейские принципы веры, как я знаю их из Писания. Каждый из нас должен применять эти принципы в собственной жизни, независимо от того, богаты мы или зависимы и нуждаемся, но главное, чтобы мы все стремились жить верой во Христа.
|