Исторические и культурные предпосылки возникновения древнерусской литературы.
Письменность на Руси появилась задолго до официального принятия христианства. О существовании письменности во второй половине IX в. свидетельствуют черноризец Храбр и "Паннонское житие Кирилла". Создание славянской азбуки Кириллом и Мефодием в 863 г. Способств. Культ. росту как юж., так и вост. славян. К концу IX-первой четверти X столетия др. Болгария - расцвет культуры, появляются выдающиеся писатели: Иоанн экзарх болгарский, Климент, Константин и сам царь Симеон. Созданные ими произведения сыграли важную роль в развитии древнерусской культуры. Близость древнерусского языка древнеславянскому способств. усвоению новой письменности вост. славянами. 9. «Повесть временных лет» как литературный памятник, ее состав, редакции и источники. Гипотезы А.А.Шахматова, Д.С. Лихачева, Б.А. Рыбакова о формировании летописи. Название получила по первым строчкам «Се повести времяньных лет»… «ПВЛ» была составлена в Киеве в 10-е гг. XII в. Вероятный составитель – монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В число материалов для «ПВЛ» входили византийские хроники, тексты договоров Руси с Византией, памятники переводной и древнерусской литературы, устные предания. 1-я редакция, не дошедшая до нас – около 1113 г., Нестор. Восхваление Святополка. Выдубецкий монастырь переработал несторову редакцию «ПВЛ» насчет Святополка. Источники повести: летописные своды, хроники (Георгий Амартов), фольклор. «ПВЛ» использовала и письменные источники, русские и иноземные. Например, Хроника Георгия Амартола, мораво-паннонский источник, житие Василия Нового, греческий источник. Нач 20 в концепция Шахматова. Пвл предшествовал ряд летописных сводо 11 в, важнейшие из них К-П монастыре. Самые ранние тексты возникли в 1030е в Киеве и Новгороде независимо друг от друга. 1113 г Пвл составлена Нестором в К-п м на основе сводов 11 в. 1116 с появлением Мономаха летописание передано в Выдубицкий монатырь, где Сильвестр создал 2ю редакцию Пвл. 1118 3я редакция, сост. неизвестный летописец. 2я и 3я редакции в составе Лаврентьевской и Ипатьевской летописей. Основание теории: – сюжетные несостыковки. События повторяются, разные системы летоисчисления. – в Пвл упоминается Олег, но в глаголах формы двойственного числа. В 1й Новг. летописи – 2 князя. – в Пвл есть фрагменты хроники Г. Амартола, в 1 Новг. летописи. Это дополнение. Лихачев: 1)сказание о первоначальном распостранении христиавнства на Руси 30-40 гг 11 в. Киев Софийский собор Илларион 2)1й К-П свод 70е 11 в К-П м Никон, происходит формирование погодного характера 3)К-П свод 90е 11 в К-П Иоанн. Усиление публицистического звучания 4) Пвл Нестор 1113 Летописание приобретает официальный характер. 5) Пвл 2я редакция 1116 Выдубицкий монастырь Сильвестр в угоду Вл. Мономаху 6) Пвл 3я ред Выд. монастырь 1118 влияние интересов Мстислава Владимировича. Рыбаков: 1)1е записи о событиях Киев с 860х 2) 1й летописный свод Киев 996-997 Десятинная церковь 3)Остромирова летопись 1054-1060 Новгород против варягов и Я.М. 4) 1 К-П свод 1073 Киев К-П м Никон Великий 5) 2 К-П свод Игумен Иоанн 6) Пвл Нестор 1113 7) Пвл Сильвестр 1116 8) Пвл 1118 для Мстислава Владимировича – норманнская тенденция. 10. Жанрово-стилистическое своеобразие «Повести временных лет». 1)погодная запись. Древнейшая форма летописного повествования. Предельная краткость изложения. Регистрирует смерть исторических лиц, рождение, основание церкви, стихийные бедствия, явления природы (кометы, затмения), отдельные политические события. Это единичные факты, заслуживающие упоминания, но не требующие подробного изложения. Документальность, протокольность изложения, фактографичность. Стиль – аморфна, лишена худ. формы и эмоциональности. 2) летописное сказание. Основное литературное качество – устно-поэтическое происхождение. Обычно в описании событий далекого прошлого. Об основании Киева, призвании князей, взятии Олегом Царьграда, смерти Олега, Ольге, Святославе (отголоски дружинных песен и преданий), Владимире. Наряду с историческими преданиями – предания княжеских дружин. Происхождения (призвание варягов, деятельность князей). Народные предания – о юноше кожемяке и белгородском киселе. 3) летописный рассказ. Документальность, прямое отражение действительности. По свежим следам, рассказ очевидца или с его слов. Сказовые интонации, отражена идеология времени и класса // погодная запись. Об Изяславе Мстиславиче – о добыче. Особенность речи действующих лиц: насыщенность терминами того времени. Появление личности автора: о Васильке Теребовльском. 4) летописная повесть (условный термин) Повествование, посвященное рассказу о смерти того или иного князя, своеобразный некролог. Агиографически просветленный образ идеального князя. Схема: когда умер, где погребен, плач; перечисление дел, характеристика. Агиографическая стилизация: эпитеты, подбор добродетелей. Устранение индивидуальности- все герои похожи, говорят одни слова, похожее описание смерти. 5) документы. Не имеют худ. ценности. Смешение жанров и стилей – Ольга. 11.Отражение в «Повести временных лет» общественных интересов и противоречий эпохи. Характеристика центральных образов князей в летописи. Идеи. Не просто рассказать о прошлом Руси, но и определить место восточных славян среди европейских и азиатских народов. В «ПВЛ» подчеркивается не только древность славянских народов, но и единство их культуры, языка и письменности. Важнейшим событием в истории Руси летописец считает принятие христианства. С середины XI в. Древнерусское государство начало дробиться на отдельные княжества и земли. Умножились междуусобицы. Заключительная часть «ПВЛ» пронизана мыслью о необходимости согласия между русскими князями Образы. 12. Торжественные «слова» Кирилла Туровского. Лирика-драматический характер слов. – Утверждение христианства => развитие проповеднической, поучительной литры. Проповедь, обращенная к широкому кругу слушателей, излагала элементарные основы христианской религии и пользовалась удобопонятным, простым языком. Но другое дело – проповедь торж, ритор. украшенная, дававшая образцы ораторского искусства. – Ораторское произведение именовалось «Словом». * «Слова» К. Туровского. – Если для Иллариона события священной истории и русской действительности неразрывно связаны, то Кирилла интересует иной аспект. Он акцентирует внимание на сущности христианских праздников, их символическом значении – Нет стройности и логической строгости, как у Иллариона. Излишняя пышность и самодавленческий риторизм. – «Слово на антипасху» - обновление природы // духовное обновление человечества в христианской вере. Явление Христа Фоме. Аллегоризм, тропы и фигуры. Введение монологов, диалогов, поэтических плачей, ритмичность.
|