Периодизация древнерусской литературы. Краткая характеристика каждого периода.
I. Литература древнерусского государства XI - первой половины XIII вв. (лит-ра Киевской Руси). Лучший вариант периодизации – по стилю эпохи. Понятие “стиль эпохи” шире, “чем литературное направление”). Но применительно к средневековой литературе понятие “направление” не применимо. Были выражены 4 стиля: · стиль монументального историзма (господствовал с момента возникновения литературы до первой трети XIII века) (главное – общее движение мировой истории. Поэтому произведения обычно начинаются с начала (с потопа или сотворения мира: европейские народы пошли от Ефета – сына Ноя), а затем какие-либо зафиксированные события. Отсюда такие представления, что мир един, он движется. Для летописца каждое событие важно. Это жанр летописи); · эмоционально – экспрессивный (стиль плетения словес или риторико – панегирический стиль; XIV – XV века) (обращение к состоянию души – экстазу - которое достигается молитвами, уходом человека в самого себя. Это особое состояние авторы стараются передать читателю, чтобы он тоже возвысился. Используются особые художественные средства – нанизывание синонимов (“Житие Степана Перского”)); · второй монументализм (XVI век) (особые произведения религиозного характера (“Четьи - Минеи” – чтение богоугодных на каждый день месяца: 30000 страниц и 20000 иллюстраций; “Домострой” – памятник этой эпохи)); · барокко (вторая половина XVII века и вся Петровская эпоха). Из-за такой периодизации возникают еще 3 переходных периода. · Переход от стиля монументального историзма к эмоционально – экспрессивному длится до конца XIII века. Происходит поворот к человеческой личности. · Переход к государственным идеям, из формированию, которые легли в основу стиля второго монументализма (конец XV – начало XVI веков). · Следующий переходный период – начинается смутное время. Конец XVI – начало XVII веков – переход к барокко, прежде всего к понятию судьбы.
|