Вместе с христианством Древняя Русь приняла и систему жанров церковной письменности, которая была разработана в Византии. Здесь существовали каноны, закрепленные постановлениями вселенских соборов, преданием -традицией и уставом. Церковная литература. Верхнюю ступень занимали книги "священного писания". Вслед за ними шла гимнография и "слова", связанные с толкованиями "писания", разъяснениями смысла праздников. Такие "слова" обычно объединялись в сборники - "торжественники", Триоди цветные и постные. Затем следовали жития - рассказы о подвигах святых. Жития объединялись в сборники: Прологи (Синаксари), Четьи-Минеи, Патерики. Каждому типу героя: мученику, исповеднику, преподобному, столпнику, юродивому - соответствовал свой тип жития.
Агиографическая оригинальная литература (переход от церк лит. к мирск. лит.) отразила сущ. стороны жизни и быта Др. Руси. Др. лит-ра созд. оригин. жанр княжеского жития, ставившего своей целью укрепить политический авторитет княжеской власти, окружить ее ореолом святости. Особенность кн. жития - "историзм", тесная связь с жанрами светской литературы. Тут же стоят "хождения" - путешествия, описания паломничества к "святым местам",сказания об иконах.
Мирская лит. Взаимодейств. с жанрами устного народного творчества, деловой письменности, а также церковной литературы. Госп. полож. занимает историческая повесть связан. с борьбой с врагами Руси, злом княжеских усобиц. Историческое сказание, предание. Особое место занимает "Поучение" Владимира Мономаха, "Слово о полку Игореве", "Слово о погибели Русской земли" и "Слово" Даниила Заточника. Развитие древнерусской литературы XI-XVII вв. идет путем постепенного разрушения устойчивой системы церковных жанров, их трансформации. В них усиливается интерес к внутреннему миру человека. На смену историческим героям приходят вымышленные. В XVII в. это приводит рождению новых чисто беллетристических произведений. Возникают виршевая поэзия, придворная и школьная драма, демократическая сатира, бытовая повесть, плутовская новелла.