История создания и идейная направленность Киево-Печерского патерика.
–История создания: К-П м. был р. религ. центром центром и сыграл больш. роль в созд-ии агиографии. «К-П п.» складывался постепенно с 1 пол 13в. по 15в «Оконч. редакции – Арсеньевская (Тверь) и Кассиановская (К-Пм). Ядро-переписка епископа влад-го Симона, бывш. инока К-Пм, с иноком К-Пм Поликарном. П. не был удовл. ролью монаха, претендовал на еписк. кафедру, жаловался С-ну, что его обходят. С. написал укоризнное письмо, упрекал в отсутствии смирения и привел в пример неск. рассказов. Вдохновенный П. дополнил труд С. Позже – добавление Несторова жития Феодосия Печерского. – Связь с перевод. патериками: 1) Египетский, синайский, скитский пат-ки 2) в отл. от визант. п-ков, - монастырская хроника. Более компактен, сюжеты связаны с одним монастырем и относит. небольшим периодом времени. –Идейная направленность: 1) Демонологич. мотивы. Преодоление бесовских иск-й. О Федоре и Василии. 2) Князь Мстислав Святополич. в рассказе о ФиВ- отлич. от него в Пвл. 3) Князь Ростислав Всеволодович наказал за убийство монаха-утонул || в «Славе» 4) Служение ближнему. О переходе и Святополке Изяславиче-соль. 5) много чудес. о Марке – перечнике. 19. «Хождение» как литературный жанр. Эволюция жанра «хождения» в древнерусской литературе. Хождение-жанр, повествующий о реально существующем путешествии. Различают паломнические, купеческие, посольские и землепроходческие хождения. Признаки жанра хождения: события-реально исторические; по композиции-цепь путевых очерков, соединённых по хронологическому или топографическому признаку; повествователь-не обязательно образованный, но обладающий обязательными личностными качествами-смелостью, энергичностью, дипломатичностью, веротерпимостью, он не стремится приукрасить, идеализировать события; язык-простой, разговорный древнерусский, использование иностранных слов для номинативной функции, чаще всего используются сравнения. Первый образец этого жанра-«Паломническое хождение игумена Даниила в Палестину». Хождение игумена Даниила» ценно как обстоятельный путеводитель для русских паломников и источник археологических сведений об Иерусалиме. В его произведении, первом в своём жанре, формировались основные каноны написания хождений, которые впоследствии стали отличительными признаками для этого жанра. 20. Идейно-художественное своеобразие «Хождения игумена Даниила в «святую землю». Первый образец этого жанра-«Паломническое хождение игумена Даниила в Палестину». Произведение начинается довольно обширным вступлением. Даниил использует самоуничижение, говорит о цели написания: чтобы люди, которые не могли путешествовать, получили духовное наслаждение. Но 2-ая сторона его цели-труд, сотворение «прикупа» таланту, данному ему. По композиции это цепь путевых очерков, соединённых по топографическому принципу. Для «Хождения» характерно слияние легендарного, источником которого могли быть Библия, апокрифы, народные предания, с реальным, топографически достоверным. Особенности «Хождения игумена Даниила»: описания святых мест; множество реальных пейзажных зарисовок, он стремится к предельной конкретности изображаемого; пересказ или упоминание житийных, библейских или апокрифических легенд; повествование о самом путешествии и рассуждения о повествователе. Также поразительна разносторонность интересов игумена: помимо святых мест его интересуют практические вопросы-оросительная система Иерихона, добыча фимиама на острове Кипр, особая планировка Иерусалима, построенного в форме 4-х конечного креста. Для стиля произведения характерен лаконизм и скупость языковых средств. Даниил избегает абстрактных слов, предпочитая простую лексику конкретно-бытового характера. Эпитеты обычно носят описательный или оценочный характер. Простой язык объясняется тем, что игумен с самого начала дал себе установку писать просто и понятно для обычных людей. Хождение игумена Даниила» ценно как обстоятельный путеводитель для русских паломников и источник археологических сведений об Иерусалиме. В его произведении, первом в своём жанре, формировались основные каноны написания хождений, которые впоследствии стали отличительными признаками для этого жанра. 21. История открытия, опубликования и изучения «Слова о полку Игореве». Споры о подлинности «Слова». К 80-90 гг 18 в открыто М-П. Приобрел у архимандрита Иолия ярукописный сборник, который был создан в 16 в на с-з Руси в районе Пскова или Новгорода. Работали над рукописью М-П, Малиновский, Бантыш-Каменский, Карамзин. 1800 опубликован текст «Слова» с переводом на СРЛЯ, вступительной статьей, примечаниями. Была сделана копия для Екатерины второй, которую нашли лишь в середине 19в. В 1812 рукописное собрание М-П погибло. Скептики отрицали подлинность слова. Проф. Каченовский, писатель Сенковский: нет соответствий в языке с древ. памятниками. Полемика со скептиками Пушкин. 1813 Калайдович нашел приписку на псковском апостоле 1307, которая обнаружила следы влияния «Слова». 30е Максимович установил связь «Слова» с народной (укр) поэзией. В 1852 найдена «Задонщина», в которой есть заимствования из «Слова». Дубенский, 1844. Отстаивал подлинность, снабдил издание ист-лит комментарием. Тихонравов, 1866,68 издания с исправлениями. 70е Вяземский, Миллер, Веселовский отвергли самостоятельность «Слова», усматривая в нем отражение влияний др-греч литры, южнослав. Опровержение: Потебня доказал, что «Слово» не сочинено по шаблону. 3х томник Барсова «Слово как худ памятник». О свзяи слова с русской летописью, воинскими повестями. Лексикология «Слова». К концу 19 века уяснили отдельные «темные места», ритм, строй, композиционные особенности, устанавливали связи с западноевропейским средневековым эпосом. 23. Образная система «Слова о полку Игореве». «Слово» дает живую картину феодального строя Руси, особенно в характеристике князей и дружины. Игорь и Всеволод – рыцари, для которых честь и слава – главные двигатели в их поведении. Лучше быть убитыми, нежели плененными. Игоря отличают рыцарская отвага, храбрость, воинская доблесть. Игорь для автора-пример ошибочной княжеской политики, а похвала ему приведена только потому, что он приехал к Святославу, т.е. осознал необходимость единства. О Романе, князе владимиро-волынском, сказано, что он ниипацца смел. Автор «Слова» отмечает храбрость Всеволода. В Ипатьевской летописи говорится о том, что «Всеволод не мало мужества обнаружил». Он прыщет на врагов стрелами, стойко обороняется, гремит о шлемы мечами булатными. Святослава автор изображает как идеального героя. Он противопоставлен Игорю и Всеволоду. Его образ-образ могущественного князя-военачальника, победившего половцев благодаря единству. Его характеризует также его речь: мудрые, рассудительные высказывания, даже пророческие. Именно он произносит знаменитое «золотое слово» и видит пророческий сон о гибели войска Игоря. Образ Ярославны создан на основе лирического фрагмента-плача. Её образ-обобщение, именно для этого выбран такой жанр для её характеристики-чисто народный. Ярославна изображена как некий символ мирных русских людей, в отличие от исторически описанных князей. Сила её любви, которая помогает Игорю бежать из плена,-сила всех русских женщин. Всеволод Святославич, брат Игоря. Он младше Игоря, но в нём также... имеется черта брата-героизм воина. Это единственный человек, показанный автором в бою, причём его действия схожи с богатырскими. В нём воплощены лучшие черты воина. Олег Святославич осуждается автором: «Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше и стрелы по земли сеяше». Князь Всеслав Полоцкий предстаёт как человек, наделённый сверхъестественными способностями, «вещий». Третий образ князя прошлого-образ Ростислава Всеволодовича. Он гибнет от половцев совсем юным, в его образе образы многих юношей. В образах князей прошлого автор напомнил читателям о пагубных последствиях междоусобных войн и раздробленности Руси. 24. Идейное содержание «Слова о полку Игореве» и его реализация в сюжете и композиции. Сюжетно-композиционное оформление «Слова» уникально, оно не подчиняется канону ни одного из известных нам жанров древнерусской лит-ры. Также построение памятника отличается художественным совершенством и целесообразностью. Текст по композиции принято делить на 3 части: вступление, основную часть и заключение. Вступление носит лирический характер. Автор обращается к слушателям, говорит о цели написания «Слова», вспоминает о Бояне, воспевшим деяния князей. Автор указывает на 2 временных пласта, которые определяют хронологические рамки повествования: «от старого Владимира до нынешнего Игоря», речь идёт, скорее всего, о Владимире Мономахе, т.к. идея слова была актуальна именно в его эпоху правления. Уже прослеживается стремление к публицистичности, к актуальности произведения. Центральная часть произведения делится на 3 подчасти: сюжетная-подготовка Игорем боя, солнечное затмение, 2 боя с половцами; сочетание лирических и лирико-публицистических фрагментов-сон Святослава, толкование этого сна, «Золотое слово» Святослава, в конце подчасти мысль о том, что единство нужно русским князьям для борьбы не только с половцами, но и со всеми внешними врагами. Здесь появляется историческое отступление о Всеславе, старшем современнике Мономаха, участвовавшем в многочисленных усобицах, но так и не добившемся успеха. Третья подчасть соединяет лирический фрагмент-плач Ярославны- с окончанием сюжета-рассказом о побеге Игоря из плена, где множество пейзажных зарисовок в описании природных сил, помогающих Игорю. Заключение-похвала Игорю. С помощью лирических фрагментов и исторических отступлений автору удалось показать пагубность влияния несогласованных действий князей на судьбу Руси. Главная идея «Слова» выражена в центральной части, когда действие происходит в Киеве. Киев мыслится как объединяющее начало русских князей. Важнейшее место занимают в изобразительной системе «Слова» пейзажи. Их можно разделить на 3 группы: динамические, символические, статические. Динамический (содействующий или противодействующий героям) используется в 1 и 3 подчастях; статический (обозначающий время суток или фиксирующий какое-либо состояние природы) появляются там же, их очень немного; символические связаны только с походом Игоря и одержат образы светил. Композиция «Слова» сочетает в себе и лирическое, и эпическое начала, чем определяется его своеобразие. 25. Жанровое своеобразие и стиль «Слова о полку Игореве». В тексте «песнь», «слово», повесть». – воинск. повесть. Но по сравнению с двумя ист. повестями, события в слове не описаны подробно, а в ист. повести – подробное, детальное описание событий. У автора «Слова» не было такой задачи. – торжественное красноречие, особенно в «зол. Слове». Структура: зачин, центральная часть, заключение с похвалой. Но памятники светского красноречия были невозможны. Темы красноречия религиозные. – очень много элементов УНТ: «слава», «хульные песни», плачи, песнь – в символике. Князья – солнца, месяцы, соколы, Ярославна – кукушка. Олицетворение природы. Средства: рефрены и пар-мы, ритм, звукопись. – синтез песенного жанра дружин. поэзии с книжной традицией. Оригинальность произведения, проникнутое глубоким лиризмом, публицист. пафосом, эпич. широтой. Особенности стиля: 26. Идейно-художественное своеобразие «Моления Даниила Заточника». – Конец 12-начало 13в. Выдающийся памятник – Редакции: «Слово» (1) усиление вклада против щлых сил. «Моление» (2) оппозиционный вклад против боярства и духовенства, более инливидуальное. –Личность автора. 1)»Заточник» или намек на соц. статус, или спутали с другим Даниилом. 2) Сословие. Гудзий «Боярский холоп. Тихомиров: ремесленник, м.б. скоморох. – Идейная направленность: 1)идея ценности разума, интеллектуальных способностей чела. Мысленно парит, как орел в воздухе// «Слово о полку» (мыслею по древу, сизым орлом под облаками) 2) отвергает два варианта спасения: воровство и женитьбу на богатой невесте. Рассуждения о злых женах. – Особенности стиля: афоризмы, поговорки, сравнения. Игра слов, балагурство. Сочетания нар. образов и книжных сентенций. Одно из самых загадочных произведений древнерусской литературы. 27. Тема татарского нашествия в повестях и агиографической литературе ХIII в («Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Батыем Рязани», «Житие Меркурия Смоленского»). – сер 13в – нашествие м-т. В течение 3х лет, с 1237 по 1240 борьба. Феодальная раздробленность способствовала успеху завоевателей. П-н: «Остановили нашествие на самом краю Европы». «Просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией». – «Повесть о битве на реке Калке». 1223 – битва. Обстоятельно изложен ход событий. Передано ощущение ошеломляющего впечатления нашествия. Никто не знал, откуда появились м-т. «Язык незнаемый». появление м-т//предвестие конца мира. В битве погибли р. богатыри: Александр Попович, Добрыня Рязанич и 70 «храбрых» богатырей. – «Повесть о разорении Рязани Батыем». 4 части: 1) появление Батыя на границах Ряз. земли, посольство Рязанцев к Батыю во главе с кн. Федором, гибель Федора и его жены Евпраксии 2) героическая защита Рязани Юрием Ингоревичем, гибель зашитников и разорение Батыем Рязани 3) подвиг Евпатия Коловрата 4) обновление Рязани Ингваром Ингоревичем. * Причина поражения – в обособленности русских княжеств. Религиозно-моралистические рассуждения о попустительстве Божием, наказании за грехи, но главное – забвение владим. великим князем интересов всей р. земли. * в основе – эпич. сказания, устные поэтические произведения *неточная передача ист. фактов: действуют уже умершие князья, идеализация родств. отношений *яркий образчик воинских повестей. Напряженный, но сдержанный лиризм и драматизм. Нет многословия и риторики, предельно сжатая передача трагических событий *результат позднейших наслоений: церковно-религиозная окраска *пафос воинской доблести, образ «смертной чаши» *отсутствуют покаянный тон, призыв к активной борьбе, бодрый и уверенный конец *ритмика «Слова» Серапиона Владимирского. Нашествие – карательный перст божий, конец света. Призыв к покаянию. Ритмика. 28. Образ Александра Невского как воина-героя и государственного деятеля в «Житии Александра Невского». Жанровое своеобразие жития. – Вт пол 13в, вскоре после смерти А.Н. – соединяет черты агиографии и воинской повести – агиография. *Вступление – самоуничижение *о благочестивых родителях святого, о его наружности * сравнения с библейскими персонажами (Иосиф, Самсон, Соломон), римсим императором Веспасианом * как и в княж. житиях, нет демонологич. мотивов *чудо после смерти – митрополит Кирилл хотел вложить в руку А.Н. духовную грамоту, а он сам взял ее *видение БиГ, помощь небесных сил (ангел убивает врагов). – воинск. повесть. *центральное место занимают воинские подвиги А.Н. *о подвигах 6ти дружинников – возможно, связана с др. княжеским житием – Даниила Романовича Галицкого в Гал. летописи. Некто Андреяш пришел из западной страны от меченосцев, желая видеть «дивный возраст» Александра. Вернувшись назад, Андреяш поведал о том, что, пройдя много стран и народов, нигде не видел такого ни в царях царя, ни в князьях князя. И услышав это, король Швеции решил попленить землю александрову. С небольшой дружиной А. выступает против врагов, уповая на св. троицу. Имел великую веру в Бориса и Глеба. – 3/3 17в. – первый придворн. театр, дал толчок развитию Драмы. Инициатива – права польск. приказа. Матвеев. Ал. мих. поддержал. 1672 – сооружение «хоромины» в Преображенском. Пастор немецк. слободы Григорий – «Артаксерксово действо». 10 часов J – После смерти А.М. придворный театр прекратил свое сущ. – Репертуар. Инсценировки библейских сюжетов (А.Д. «рудифь», «жалостная камедия об А. и Е.»). На ист. сюжет «Темир-аксаково действо». – о Тамерлане и Баязете. На антич. мифологич. сюжет «Комедия о Бахусе с Венусом» - комедии: «жалостные», «жалобные». (с трагич. развязкой), «прохладные» (с благополуч. развязкой), «потешные» или «радостные» (веселые) – Особенности: 1) старались предать внешн. занимательность: костюмы и декарации. 2) тесное переплетение комического и трагич. 3) тяготение не к сцен-драм. произведениям, а к развернутым эпич. повестям. Поэтому длинные. 4) завершались торжеством религ-моральной правды над злом. 5) герои цари, полководцы, библейские персонажи. 6) связь с современностью – Школьная драма. В К-М ак, исп. в нравственных целях и служил средством борьбы с католич. влиянием. «Комедия притчи о блудном сыне» пролог о преимуществе зрителей наглядного восприятия над словесным, о пользе театра. Конфликт – столкновение морали отца и сына. Победа отца. Эпилог – раскрытие дидакт. смысла. Малое количество лиц, четкость и логичность. Персонажи четко делятся на + и -. Отсутствие аллегорических фигур. Каждое действ. закончено. Школьная драма на пути к классицистической. 30. Историческое значение Куликовской битвы 1380 г. и ее изображение в литературе («Сказание о Мамаевском побоище», «Задонщина»). В 1380 г. произошла Куликовская битва. Татарам был нанесен сокрушительный удар коалицией русских князей, возглавляемой московским князем Дмитрием Ивановичем. Исход битвы – очень крупное политическое событие в истории Руси. С одной стороны, победа русских в Куликово явилась первой серьезной попыткой освобождения Руси от татарского ига, длившегося уже более 150 лет. Победа возвысила и укрепила власть московского князя, главного организатора победы. – Летописная повесть. 1) По горячим следам 2) факты и эмоц-экспр. их оценка. 3)Д.Д.-идейный князь, воин-христианин. Противопоставлен Мамаю. – «Задонщина» - литературная обработка сюжета о Мамаевом побоище. Стиль «Задонщины», образные средства и целый ряд сюжетных подробностей определились сильнейшим влиянием на нее «СОПИ», а также устно-поэтических источников. Возникновение «Задонщины» - конец XIV в. Автором ее был рязанский священник Софония. – «Сказание о мамаевом побоище» 1)повествовательные подробности, отдельные поэтические этюды. Усиление религ. элемента – молитва Д. митрополита Киприанского. 3)элементы беллетризации: худ. вымысел речи – «Слово о жизни и о представлении Дмитрия Ивановича» 1) прославление не только как святого, но и как царя 2)3ч – биография, плач Евдокии, похвала. Биография: самые сущ-е факты, нет упоминания о церкви. Контраст Д.Д. и Мамая, их речи. Кул. битва – воинская повесть. Победа с пом. неб сил. Подчеркнутая идея киевского наследства. Плач: трагедия УНТ, причитания. Фолькл. сравнения: Дмитрий – Солнце, месяц, звезда, сад. – Элементы УНТ получают книж-ритор оформление. Похвала: приемы ораторской прозы, формула «Слова о з. и б.» 31. Художественное своеобразие стиля «Задонщины». Соотношение «Задонщины» и «Слова о полку Игореве». «Задонщина» - литературная обработка сюжета о Мамаевом побоище. Стиль «Задонщины», образные средства и целый ряд сюжетных подробностей определились сильнейшим влиянием на нее «СОПИ», а также устно-поэтических источников. Возникновение «Задонщины» - конец XIV в. Автором ее был рязанский священник Софония. – // «Слово». 1) начало. Вступление, призыв к братьям, друзьям собраться и составить слово. 2)упоминается Боян (вознесемся над землями, вспомним Б) 3) рассказ о сборе р. воск. 4)Прием отрицательного параллелизма. В «С». Боян ср. с соловьем, в «З» упоминается соловей. Воспевает славу князьям. 5)Всеволод в «С» // Дмитрий – предложение седлать борзых коней 6) зловещее знамение природы – ветер, тучи, крик птиц и зверей, кровавые зори. 7)Всеволод в «С» - тур, «З» русские воины – туры. 8) плач жен. Одна обращается к Доны// Ярославна к Днепру. \ – Некоторые образцы «С» переосмысляются в пртивоположном смысле. – «Слово» сначала победа, потом поражение, «З» - наоборот. – в «С» солнце заступало путь Игорю, в «З» солнце освещает путь. – в «С» земля засеяна костями р. воинов, в «З» - о татарах. – Общность идеи «С» и «З» - гражданская идея нац. свободы, патриотизм, стремление к единству. – Отличия: 1)связь с УНТ, символы врагов – гуси и лебеди. Р – соколы и кречеты. Мамай – волк. Пересвет и Ослябя – былинные богатыри. 2) меньше языч. реминисценций, только Див. Появление церкви, религиозная струю. Бой, и за веру тоже. 3) моск. тенденция. – Композиция. Вступление+ жалость+ похвала. – Стиль радостный, мажорный. По ср. со «С», более абстр. и психоанализирует действие. Есть сходство с дел. прозой, хронология, титулы, перечни.
|