Культура древнерусских городов
«Русская деревенская и городская материальная культура, культура крестьян и ремесленников, составляла основу всей культуры Древней Руси». Конечно, памятники литературы, архитектуры, живописи, прикладного искусства, дошедшие до нашего времени от Древней Руси XI-XIII веков, - это произведения, сделанные по преимуществу по заказу феодалов. Но ведь и они отражают народные вкусы, притом в большей степени даже вкусы ремесленников, чем самих феодалов. Одной из предпосылок для развития городской культуры было распространение грамотности [М.Н. Тихомиров, 1956, с.261-262]. При раскопках в древнерусских городах найдено много деревянных вещей XII века и более позднего времени, помеченных буквой или имеющих надпись. На днище новгородского бочонка написано «мень», т.е. налим, на сапожной колодке – «мнези», т.е. имя заказчицы. Частые находки надписей на вещах свидетельствуют о распространенности грамотности в древнерусских городах. Это предположение было блестяще подтверждено находкой в Новгороде нового вида исторических источников – берестяных грамот. В разных городах в слоях X века найдены острые железные палочки – их в Древней Руси называли писалами, которыми и писались грамоты. Это даёт возможность утверждать, что письменность на бересте существовала ещё в X веке. Весьма важно, что берестяные грамоты в большинстве своём – это письма простых людей: крестьян, ремесленников, мелких торговцев. Сразу же возникли сомнения в том, что эти люди писали письма сами, а не обращались за помощью к писцам – профессионалам. Иногда, конечно, так и было. Но археологи обнаружили во множестве писала. Трудно себе представить, чтобы писцы так часто теряли свой основной инструмент. Естественно предположить, что писала принадлежали разным людям. Следовательно, грамотность была распространена среди простых людей. Грамоты содержат бытовые и хозяйственные подробности, деловые поручения, сообщают политические новости, рассказывают о конфликтах, являются долговыми расписками, духовными завещаниями, феодальными обязательствами и т.д. Их дата – XI-XV века. Писала служили для писания не только по бересте, но и по восковым дощечкам, которые найдены при раскопках. Слой воска наносился на дощечку, в которой имелось специальное углубление. Имевшейся на писале лопаточкой можно было сравнять написанное, «стереть», т.е. она исполняла роль современной канцелярской резинки. Навощенные дощечки имели особое значение при обучении детей грамоте. Дети списывали с образцов буквы, пользуясь навощенными дощечками, как впоследствии пользовались грифельной доской. Изучив азбуку и получив некоторые навыки в начертании букв, дети начинали писать на бересте [Д.А. Авдусин, 1980]. II. Русские города IX-XI веков
|