Видеоряд
Звук Репортажные съемки Постановочные съемки Стенд-ап Синхрон Музыка Закадровый текст Интершум
К этому стоит добавить, что обычно стэнд-апы записываются после окончания съемок, когда все уже стало понятным в деталях. Да еще то, что чаще всего успех работы обратно пропорционален времени, в течение которого вы появляетесь на экране. Что касается закадрового текста, то опять обратимся к учебнику Би-би-си: 1. Слова должны дополнять «картинку». Не рассказывайте зрителям, что они видят, лучше объясните им, почему они это видят. 2. Ваша речь должна быть простой. Не используйте длинных предложений, сложных конструкций и непонятных слов. 3. Не перекрывайте словами все пространство сюжета. Дайте возможность «картинке» и интершуму говорить самим за себя. 4. Подумайте, какую информацию вы должны добавить, чтобы зрителям было легче понять ваш репортаж.
Лучше, пожалуй, и не скажешь. Добавить можно только то, что зрители, включив телевизор, должны услышать и увидеть не умника, при виде которого и Луна, устыдившись ничтожества своего, должна зайти за тучи, а собеседника, рассказывающего историю так, как будто он обращается при этом к своему другу, близкому человеку. И еще один совет: если у вас плохая дикция, не стесняйтесь предложить начитать текст актеру или коллеге. Только выиграете. Теперь поговорим о синхронах. В принципе, телевизионное интервью мало чем отличается от газетного. Вы точно так же договариваетесь с человеком о встрече (не забыв, однако, предупредить, что вместе с вами высадится целый десант. Вашего визави окутают проводами, ослепят светом, бестактно осмотрят со всех сторон и бесцеремонно потребуют, чтобы он невесть откуда добыл дамскую пудреницу и срочно замазал себе «вот этот уродливый прыщик»). Так же обсуждаете с ним список примерных вопросов и все такое прочее. Единственное отличие состоит в том, что, как только включится камера, ваш собеседник превратится в робкое существо и примется прямо в кадре покрываться каплями пота. Поэтому ваша задача – заставить его расслабиться. Самый лучший способ – включить камеру незаметно. Трудно, конечно, договориться с режиссером, чтобы он не орал «Мотор!!!», а с оператором, чтобы он не шипел в ответ: «Пишем!». Но у многих есть свои наработки. Можно, например, выработать с оператором систему жестов-сигналов, понятных только вам обоим, – он включает и выключает камеру вне зависимости от ваших устных команд. Фраза: «Нет-нет, мы еще не пишем, а только репетируем!» – способна почему-то успокоить любого, даже самого слабонервного собеседника. Если в вашей группе нет режиссера – вам придется взять на себя все его функции. Вы должны прикинуть, хорошо ли ваш собеседник смотрится в кадре, стыкуется ли «картинка» с записанным ранее материалом, смонтируется ли этот синхрон с последующим стэнд-апом и т.д. Но самая важная функция – следить за группой во время записи. Никто не должен уснуть! В прямом и переносном смысле. Ведь, в конце концов, видеоинженер и звукорежиссер не обязаны с интересом слушать вашу беседу. Зоркость – ваш козырь! Зная все это, вы можете составить структурный план сюжета. Ну, например, ваше расследование в Хрюшинском районе: 1. Документальный эпизод на натуре – чумазые сантехники выносят трубы из ремонтируемого подъезда и направляются через дорогу к новенькому дому «новых русских». 2. Стэнд-ап №1. На заднем плане – возмущенные жильцы. 3. Синхрон во дворе с лидером обворованных жильцов. 4. Документальный эпизод в жилконторе (репортажная съемка) – начальник закрывает ладонью объектив, отказывается от съемки, запирается в кабинете. 5. Документальный эпизод в квартире с текущими трубами (интершум: течет водичка). 6. Синхрон в квартире – плачущая бабушка. 7. Синхроны с сантехниками – врезки в кадры текущих труб. 8. Стенд-ап №2. Корреспондент похлопывает по новенькой свежеприваренной трубе в элитном доме. Из этого плана видна вся структура сюжета. Поделив страницу надвое и вписав в левую часть этот план, а в правую – собственно текст и вообще всю звуковую дорожку – вы, таким образом, создадите настоящий телевизионный сценарий. Ну а там и до «Тэффи» недалеко.
|