В каком жанре предстоит работать?
Жанров на телевидении очень много, каждый из них, в общем-то, доступен. Но выбор, к сожалению, невелик – пока вы не Светлана Сорокина и не Павел Шеремет, будете работать так, как скажут. Поэтому выбирать вам придется не жанры, а скорее стили, приемы и методы. Но телевизионщики обожают подмену понятий, поэтому будем говорить о жанрах. Наиболее распространены три жанра, «правильно» отражающие ход журналистского расследования: 1. Репортаж – съемка одного события или их цепочки, при этом вы являетесь чуть ли не их участником и предоставляете зрителю возможность ощутить происходящее, как говорится, в реальном времени (real time). Так работают корреспонденты «новостийных» программ, программ «Криминал» и «Чистосердечное признание» на НТВ, «Дежурная часть» на РТР, «Взгляд» на ОРТ и др. 2. Очерк или фильм – произведение того или иного формата, позволяющее абстрагироваться от повествования в реальном времени, совершить экскурс в прошлое, проследить судьбу персонажа или ход событий, осветить глобальную проблему и т.д. В качестве примеров назовем программы «Профессия – репортер» и «Совершенно секретно» на НТВ, «Специальный репортаж» на РТР и пр.; из крупных форм – фильм «Криминальная Россия» на НТВ. 3. Ток-шоу – сравнительно молодой для России жанр. Скорее, все-таки шоу, чем расследование, но вполне имеет право на существование. К тому же сочетает в себе все вышеназванные жанры. В пример можно привести программы НТВ «Независимое расследование» и «Ищу тебя». Теперь поговорим все-таки о методах, из которых многие прямо продиктованы жанром: 1. Репортажная съемка – чаще всего применяется в репортаже, хотя не только. Она отражает некое участие в событиях, придает «картинке» оперативность, темп, подчеркнутую документальность. Репортажная съемка часто ведется «с плеча» оператора – нет времени ставить свет, подстраивать баланс или устанавливать штатив. И конечно, в смысле напряженности кадра нечего и сравнивать четко выстроенную «правильную» панораму, когда камера следит за бегущим человеком, и трясущуюся, скачущую «картинку», которую снимает оператор, бегущий следом за этим человеком. 2. Реконструкция событий – метод, применяемый в разных жанрах. Отличается от других своей «постановочностью» и, пожалуй, более высоким бюджетом. Использование этого метода иногда приносит очень яркие результаты – так, скажем, весь фильм «Криминальная Россия» построен по этому принципу, его часто берут на вооружение создатели программ «Совершенно секретно» и «Служба спасения». И, в любом случае, на вопрос о жанре не бойтесь ответить: «Давайте подумаем вместе!» – и предлагайте свои варианты. И пусть – когда вам придется объяснить оператору, зачем это вы собираетесь заставить его пробежаться по парапету Невы с пятнадцатикилограммовой камерой на плече – вам улыбнется удача!
|