Эволюция жанра жития в 15 веке. Епифаний премудрый. «Житие Степана Пермского».
Эволюция жанра: В конце 14, начале 15 века в агиографической литературе происходит возрождение и развитие риторическо-панегерического стиля литературы Киевской Руси. Это связано с подъёмом национального самосознания, вызванного борьбой с иноземными поработителями, формированием идеологии централизованного государства. Риторическо-панегерический стиль первоначально получает распространение в агиографии, где житие становится «торжественным словом», пышным панегириком русским святым, являющим собой духовную красоту и силу своего народа. Изменяется композиционная структура жития: 1) появление небольшого риторического вступления 2) центральная биографическая часть сокращается до минимума 3) главное место отводится похвале. Биография христианского подвижника стала рассматриваться как история его внутреннего развития. Монологи становятся неотъемлемой частью построения житийного произведения. Характерная особенность этого стиля - пристальное внимание к различным психологическим состояниям человека. Епифаний Премудрый: Внёс значительный вклад в развитие древнерусской агиографической литературы 14 - конца 15 века. (Большую часть своей жизни провёл в стенах Троице-Сергиева монастыря. Обладал разносторонностью интересов. Написал всего два произведения - «Житие Стефана Пермского» и «Житие Сергия Радонежского». Умер в 1420 году) Житие Стефана Пермского: Написано после смерти Стефана (1396). Цель жития - прославить миссионерскую деятельность русского монаха, ставшего епископом в далёкой коми-пермяцкой земле и показать торжество христианства над язычеством. По всем правилам строится Житие. Открывается риторическим вступлением, далее следует биографическая часть, три плача. Центральное место - описание миссионерской деятельности Стефана. Он ведёт энергичную борьбу с языческими обрядами. Следует отметить, что Епифаний Премудрый по-новому подходит в своём Житии к изображению отрицательного героя. Противник Стефана Пам - это личность незаурядная, пользующаяся большим влиянием на пермяков. Победа над Памом даётся Стефану нелегко, что ещё раз подчёркивает значение личности победителя, его нравственного примера. Епифаний вносит в своё Житие и элементы критики современного ему духовенства, церковных иерархов, добивающихся своих должностей путём борьбы с соперниками, путём обмана и подкупа. Главная заслуга Стефана - в его просветительской деятельности (образец риторической речи). В создании торжественного риторического стиля Епифаний опирается на традиции литературы Киевской Руси, и в частности - на «Слово о законе и благодати» Илариона. Епифаний также подчёркивает, что вся деятельность Стефана, как и Сергия Радонежского, была направлена на общее благо Русской земли. Житие нарушало традиционные рамки канона: 1) своим размером 2) обилием фактического материала 3) новой трактовкой отрицательного героя 4) отсутствием описания как прижизненных, так и посмертных чудес 5) композиционной структурой Литературная деятельность Епифания Премудрого способствовала утверждению в литературе стиля «плетения словес». Этот стиль обогащал литературный язык, содействовал дальнейшему развитию литературы.
|