Любек. Городское право императора Фридриха I от 19 окт. 1188 г.
1.…Все населяющие город наш Любек, какого бы они ни были положения, будут иметь право всяческого пользования: путем и беспутьем, полями и пустошами, водами и рыбными ловлями, лесами и пустошами… 3. Сверх того… патронат над приходской церковью Девы Марии, чтобы по смерти одного священника горожане как бы патроны, выбирали себе другого, кого захотят, и представляли его епископу. 4. К тому же пусть они свободно передвигаются с товарами по всему герцогству без поборов и без пошлины… 9. Русские, готы, норманны и прочие восточные народы пусть являются…и свободно уходят из него без пошлин и без торговых поборов. 10….купцы любого королевства…пусть только платят таможенную пошлину… 13…, чтобы никто…не захватывал своими зданиями или укреплениями территории…если же кто-либо каким-либо способом соорудит укрепление на суше или на воде, то пусть они, опираясь на нашу волю, его извлекут, а укрепление уничтожат. А кто преднамеренно захватит здания города и будет обличен, платит 60 фунтов. 14. А граждане упомянутого города не будут ходить в поход, а будут только защищать свой город. 16…Если же кто-либо из окрестной земли станет оспаривать чью-либо свободу и заподозренный сможет доказать, что год и один день прожил в городе без чьего-либо протеста, то заподозренный выходит из дела чист. //Средневековье в его памятниках: Сб. переводов / Под ред. Д.Н. Егорова. М., 1913. С. 235-237. «ГОРОДСКОЙ ВОЗДУХ ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА СВОБОДНЫМ» Из городского права города Гослару 1219 г. 1. Если кто-либо проживал в городе Госларе и при жизни своей никем не был уличен в рабском состоянии, то после смерти его никто да не посмеет назвать его рабом или низводить в рабское состояние. 2. Если же какой-либо чужак пришел жить в названный город и так оставался там в течение года и дня, причем ни разу ему не ставили на вид рабского состояния, не уличили его в этом, и сам он в этом ни признавался, то пусть он пользуется общею с другими гражданами свободою; и после смерти его никто да не посмеет объявлять его своим рабом.
Бремен: право городской черты. 28 ноября 1186 г. Фридрих, Божиею споспешествующего милостью император... Ценя честную и постоянную преданность горожан города Бремена и желая по заслугам воздать за их верность, мы уступаем им и утверждаем за городом Бременом те права, которые блаженной памяти император Карл по настоятельной просьбе св. Виллегада, первого святителя церкви Бременской, уступил этому городу, а именно: Примечание Weichbild - городское пространство, в пределах которого действуют городские свободы. //Там же Присяга при принятии на гражданство жителей Кельна 1355 г. Вот в чем должны присягать те, которых заново принимают в бюргеры Кельна: 1…Они должны присягнуть в том, что будут верны и преданы Совету и городу Кельну и будут стоять за его добро и оборонять его от всякого зла, по крайнему своему разумению. 2. Также будут выходить на зов набатного колокола и иметь полное собственное снаряжение на благо Совета и города Кельна. 3. А когда они принесут таковую присягу, то могут быть приняты во гражданство (стать полноправными бюргерами) со всеми свободами, какими пользуются другие бюргеры. Ели окажется при этом, что он уже три года жил в Кельне и жил своим домом, пусть внесет 6 гульденов, а если.. меньше трех лет, то пусть внесет 12 гульденов. 4…если возникнет дело, что они чьи-либо, и их потребуют в течение года после выдачи грамоты на гражданство, то следует отдать его господину, и его бюргерское звание не должно давать ему прикрытия. //Там же. С. 148 Первое городское право Страсбурга (последние десятилетия XII в.)
2. Если кто вне [города] совершит преступление и из-за страха вины бежит в него, пусть пребывает в нем безопасно. Пусть никто, применив насилие, не наложит на него руку; [он же] покорно и с готовностью пусть предстанет перед судом. 5. Все должностные лица этого города подчинены власти епископа, так что, либо он сам их назначает, либо те, которых он сам поставил. Старшие же будут назначать младших соответственно тому, как они им подчинены. 6. Никому епископ не должен давать общественной должности, кроме [тех], кто принадлежит к людям, зависимым от его церкви. 7. Четырех же должностных лиц, на которых лежит управление городом, епископ инвестирует своей рукой (властью), а именно: шультгейса, бургграфа, телонеария (1) и магистра монеты. 8. Шультгейс имеет право назначать двух подчиненных ему заместителей, которых обыкновенно называют судьи, настолько уважаемых, чтобы горожане, сохраняя свою честь, могли предстать перед ними в суде. 11. Получает же власть преследовать и наказывать преступников, которую называют банн, не от епископа, но от фогта. Ибо ту власть, которая в соответствии с характером преступления направлена на пролитие крови при вешании, отрубании головы, изувечении и тому подобном, духовное лицо не должно ни иметь, ни передавать [другому]. Поэтому, после того как епископ поставит фогта, император дает ему банн, т.е. [право] наказания мечом осуждаемых таким образом и всю власть их преследовать. 13.В этом городе, итак, никто не имеет права суда, исключая императора или епископа или тех, которые имеют [судебную власть] от него. 44. К обязанности бургграфа принадлежит назначать магистров почти всех officiorum (2) в городе, а именно: седельников, кожевников, перчаточников, сапожников, кузнецов, мельников и тех, которые делают винные бочки и кружки, и изготовителей мечей, и которые продают плоды, и трактирщиков. И в отношении них имеет право суда, если в чем-либо прегрешат в своих обязанностях. 47. К праву бургграфа принадлежит также получение некоторых пошлин, как, например, с мечей, которые в ножнах выносятся на рынок для продажи. С других же товаров, которые на кораблях привозятся из Кельна или откуда бы то ни было, пошлину пусть получает телонеарий. 52. Если кто-либо из зависимых людей этой церкви – мужчина или женщина – продаст в этом городе вещи, которые сделал своими руками или которые выросли у него, то не даст пошлины. И если купит что-либо для своих надобностей, что не будет продавать ради наживы, также не даст пошлины. 86. Никто не должен иметь в городе свиней, если не поручит их пастуху. 88. К праву епископа принадлежит иметь из этого города 24 посланца (legatos), и только лишь из числа торговцев (mercatores). Их обязанность в пределах только епископства совершать поездки с поручениями епископа к его людям. Если же в то время они понесут какой-либо ущерб – или в отношении своей личности, или в отношении своих вещей, которые везли с собой в пути, – епископ должен им возместить. 93. Отдельные горожане должны также ежегодно 5 дней работать на господской барщине, за исключением всех монетчиков… двенадцати среди кожевников,… всех седельников, и четырех среди перчаточников, и четырех среди пекарей, и восьми среди сапожников, и всех кузнецов, и всех плотников, и мясников, и бочаров винных бочек. 94. На господский двор, находящийся внутри города, шультгейс пусть дает для плугов епископа 13 быков и 1 лошадь, на которой магистр двора будет ездить и возить семена в поле. 98. Каждый из судей даст во время жатвы 5 сол., и магистр мельников 1 сол., и магистр трактирщиков 1 сол. для покупки хлеба при жатве. 99. И когда будет обмолачиваться хлеб епископа, каждому из судей [он] даст один мальтер [зерна], так как судьи и глашатаи должны стеречь хлеб епископа при жатве, пока идет уборка. 102. Среди кожевников есть 12, которые за счет епископа должны [обрабатывать] кожи и [изготовлять] меховые одежды, сколько епископу понадобится. Материал для них магистр кожевников, взяв с собой сколько будет нужно из [числа] этих 12, пусть купит на деньги епископа в Майнце или Кельне. Если какой-либо ущерб потерпят в дороге как в вещах, так и из-за плена, епископ должен им возместить. 103. Право (обязанность) кузнецов таково. Когда епископ отправится в поход императора, каждый кузнец даст по 4 подковы со своими гвоздями. Из них бургграф даст епископу на 24 коня, остальные удержит [себе]. 105. Кроме того, кузнецы обязаны делать все, что понадобится епископу в его дворце – или в дверях, или в окнах, – что надлежит делать из железа. При этом им дается железо, и в это время (покрываются) издержки жизни. 106. Если епископ начнет осаду какого-либо замка или у него будет осажден [замок], то [кузнецы] дадут 300 стрел. Если епископу понадобится больше, то за его счет в достаточном количестве пусть доставят. 110. Седельники дадут епископу, отправляющемуся ко двору, 2 вьючных седла, в поход империи – 4. Если будет иметь нужду в большем количестве, за счет епископа пусть сделают. 111. Когда епископ отправляется в поход или ко двору, то изготовители мечей должны чистить мечи и шлемы… конюшего, дворецкого, виночерпия, камерария и всех… слуг епископа. Кроме того, если окажется нужным, будут чистить охотничьи копья епископа. 114. Право (обязанность) трактирщиков по понедельникам чистить отхожее место епископа и амбар, если этого захочет. 115. Мельники и рыбаки должны перевозить епископа по воде, куда бы [он] ни захотел… 116. Рыбаки должны ловить рыбу для нужд епископа [в промежуток времени] между рождеством св. Марии и праздником св. Михаила ежегодно в течение трех дней и трех ночей со всеми своими снастями, когда вода будет более благоприятна 118. Плотники по понедельникам должны выходить на работу епископа за его счет… Примечания: 1. От слова «the loneum» (пошлина). 2. В рассматриваемую эпоху слово «officiorum» употреблялось для обозначения отраслевых организаций городских ремесленников. //Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. С.Д.Сказкина. М., 1963. Т.II. С. 459-472.
|