Ирландские саги. Общая характеристика основных циклов. Саги о Кухулине.
Кельты, вытесненные потом на Британские острова, играли большую роль в создании мировой литературы. Кельты – одна из ветвей племени галлов, потом они основали Ирландию. Это не менее воинственные, чем германцы, племена. Но при этом у них развитая литературная традиция, она сохранилась из-за периферийного положения. Кельтский эпос дошел до нас в изобилии. Он представлен так называемыми сагами. Сага – всякое прозаическое повествовательное произведение, устное или письменное, реалистическое или фантастическое, историческое или неисторическое. Своеобразие: архаический эпос древних ирландцев складывается в прозе, это единичный случай. С 5 века (примерно тогда ирландцы были крещены) по 10 они были относительно самостоятельными. В 12 веке произошло завоевание Ирландии англо-норманами. Но и им там жить не хотелось, поэтому до 16 века Ирландией фактически никто не управлял. Государство и государственность развиваются медленно, задержались черты родового строя древнейших времен: матриархат, народное собрание, кровная месть, культ племенных богов и кровное родство. Семьи-кланы-племена. Все время воевали, кочевали. Скотоводство накладывает свой отпечаток на эпос. Почти все саги повествуют об угоне скотины. Главный эпос: «Угон быка из Куалнге». Это огромная эпопея – компиляция из многих саг. Нравы были дикими. До 697 года женщины наравне с мужчинами участвовали в битвах. Потом появился указ об отлучении их от церкви в случае битвы. Тогда стали использовать свирепых псов, приученных выгрызать человеку горло. Существовало три группы лиц, которые создавали литературу. Друиды – сначала были судьями, создателями, хранителями мифических и героических преданий. Потом они поделились своими функциями с филидами. Изначально это были историки – хранители историй семей, родов, занимались топографией, законоведством и предсказаниями. Барды – лирические поэты. Значение слова не изменилось. Легендарный бард Оссейн, сын одного из военных вождей, более известен нам как Оссиан. И воин, и поэт. Его творчество до нас не дошло, но в 18 веке некий Джеймс Макферсон якобы нашел пергамент с песнями Оссиана, перевел. Оказалось, что это была его подделка. Реально до нас дошли две огромные рукописи. Древнейшая – «Книга бурой коровы» конец 11 – начало 12 века. Вторая – Лейнстерская книга, середина 12 века. Более 100 саг. Сочетание красочной, сказочной фантастики с реалистическими деталями. Наряду с людьми действуют сиды – в западноевропейском варианте – феи. Циклы: два больших раздела – героические и фантастические саги. Героические делятся на Уладский цикл (современный Ольстер). Связующая фигура – король Конхобар. Вероятно, он создал государство Уладов. Он превращается в эпического короля. Это эталон, который не развивается и не изменяется. Это этический, нравственный, героический образец. Его племянник – Кухулин, один из любимейших героев, так как он боролся за независимость родины. Кухулин – полумифический персонаж, потому что его отец – бог света. У него есть качества и человека, и сказочного существа. В битве его тело вырастает в три раза, один глаз уходит в череп, второй в центр лба, волосы называются кровью, почти может летать. Имя свое он получает не сразу. Имя тогда надо было заслужить. При рождении давали прозвище, у Кухулина – Сентанта. В 7 лет совершил подвиг. Дядя Конхобар поехал к кузнецу Кулану, у которого был пес-убийца. Мальчику стало скучно, пошел к кузнецу, убил этого пса. Кулан заставил Кухулина служить ему три года. С Уладом постоянно воюет королева Медб. Однажды она с мужем стала считать богатства. У нее на одного быка меньше, хочет купить у уладов, иначе – силой. Бык необыкновенный. Гонцы неосторожные, проболтались, хотя быка продали. Война. Магическая болезнь – мужчины Улады лежат в кровати и не могут встать. Не болен только Кухулин. Но он не может всех победить. Придумывает хитрость с мостом. У Кухулина есть побратим – Фердиад. Медб требует биться его. Погибает Кухулин тоже из-за позорящей род песни. Второй цикл: фении. Фения – военно-религиозная организация, дошла до нас. Сейчас это террористы. Король Фин, сын Осейн. В рамках этого эпоса появляются саги о любви. Фин – прототип короля Марка. Саги о чудесных плаваниях и о любви. Начало любовному рыцарскому роману. Ирландцы – прекрасные мореходы, говорят, что первые достигли Америки. В современную литературу приходят два мотива. Мотив благословенных островов, где время летит намного быстрее. 4. Мифологические песни «Старшей Эдды». Скандинавские племена – германцы и эмигранты. История исландской литературы начинается с иммигрантов. Викингам не нравилась королевская власть, поэтому они уплыли. Самая воинственная часть – викинги – осуществили абсолютно мирное переселение. Всегда брали с собой бревно из домашнего очага. Это символ Тора (Донара). Плыли за бревном. Куда приставало – там высаживались. Исландия никем не управлялась – эпоха народовластия. Страну населяли единоличные бонды. Жизнь заставила ценить людей по их личным качествам. Раз в году все они собирались, выбирали главного (самого умного), который решал все вопросы. Нет войн, нападений. Жили изолированными хуторами, человек всегда готов к смерти. Идея трагической обреченности, судьбы. У древних греков такой обреченности не было. Пример: Ахилл. Древний скандинав не знает, когда умрет, может не успеть того, что хотел сделать в этой жизни. Три рода памятников: саги (родовые саги), в них нет вымысла. Они повествуют об исключительных людях. Любопытные психологические этюды. Королевские саги. Самая известная – «Круг земной» Снорре Стурлсона. Есть еще саги развлекательного характера – так называемые, лживые саги. Второй вид – поэзия скальдов. Скальды – воины-поэты. Она написана особым языком. Такие метафоры, которые не сразу можно было понять. Эти фигуры назывались кенингами. Чем больше их знал скальд, тем он считался талантливее. Корабль – наездник бури, воин – копье битвы, древко битвы. Лучшие кенинги основывались на мифологии. Третий род – песни Эдды. Старшая (стихотворная) Эдда – 36 канонических песен о богах и героях. Основная часть сложена в древности. Песни складывались еще у континентальных германцев. Упоминание о Рейне, немецких пейзажах, Сигурде (Зигфриде). Песни Старшей Эдды сохраняют представления древних германцев. Эта рукопись создавалась примерно в 10 веке. Записана Эдда в 12 веке, а потом утеряна. Найдена только 1643 году в Копенгагене, названия нет. До того, как она была найдена, существовала «Эдда» Снорре Стурлсона. Проза, создана в помощь скальдам. В этой «Эдде» были расшифрованы главные кенинги. Основная часть: прозаический рассказ о древнеисландской мифологии. Проза этой книги переложена со «Старшей Эдды». Отсюда и название. Просто Эдду стали называть младшей. Одни считают, что Эдда происходит от слова, означающего поэтика. Второе толкование – хутор, где Снорре писал Эдду. Третий – в одном из диалектов Эдда означает прабабушка. Песни Эдды очень небольшие, сосредоточены на дном эпизоде. Ассоциации с остальными песнями. Много перечислений. Коспективное содержание. В этих песнях закодировано куда большее содержание. Песни о богах и о героях – 2 части. Песни содержат большой материал по мифологии. У древних греков мифы жизнеутверждающие. У скандинавов все грустно. Боги небессмертны. Боги погибнут, защищая этот мир. Боги не снисходительны, как у греков. У древних германцев они только ЧУТЬ лучше людей, существуют в союзе с ними, потому что только так можно отсрочить Рагнарёк. Это вечная зима перед концом мира. Главные боги делятся на два лагеря: асы, которые верховные, и ванны, более древние, боги природы. Они в постоянной борьбе, но идея Рагнарека объединила их. Великаны ётуны (турсы) более древние, чем боги, но они носители зла. Возможно, именно они создали мир. Еще есть цверги и Альбы/альвы – карлики. Цверги – искусные мастера, хранят сокровища, а альвы – более темные, нейтральные. Асы и ванны дали друг дуруг заложников. О создании мира мы узнаем из первой песни «Прорицания пророчицы». Именно здесь картина сотворения мира, золотого века и гибели. Здесь же и надежда на новый, обновленный мир, где все примирятся. Верховный бог – Один (Вотан). Происходит из диалектов. Первая версия происхождения имени – отец, прародитель, вторая – бешеный. Берсерк, ритуальное бешенство. Ему поклонялись воины, бог войны. У него есть дочери – валькирии, крылатые девы, которые носятся над воинами во время битвы и подбадривают их. Песнь о валькирии, которую Вотан послал на битву двух конунгов – немолодого, заслуженного, которому Вотан симпатизировал и молодого. Она отдала победу молодому, за это Вотан наказал ее – потеря памяти, потом ее будят, теряет свой дар валькирии. Песнь о Нибелунгах. Вотан еще и бог-мудрец. За знания и мудрость он отдает глаз, висит 9 дней на ясене – древе знаний. Постоянно ходит по миру как странник. Черный плащ, два волка и ворона. Поддерживает баланс добра и зла. Есть в песнях «Старшей Эдды» собрание житейской мудрости. «Речи высокого». Тор – бог крестьян, рыжий. В руках молот Мьёлльнир. Бог грозы. Этот молот – залог существования мира. Его наделили человеческими чертами. Великий воин, но может быть напуган. Пытался выловить из океана Мирового Змея. Локки – бог зла, коварства, огня. Живет среди асов. Прародитель мирового зла. Три ребенка: Мировой Змей, великанша Хель, мировой волк – Фенрир. Сначал он был чудесным щенком, потом вырос и рвал все цепи. Его поймали хитростью, но с жертвами. Богини: ФРигг и Фрейя. Фрейя – заложница из ванов, богиня красоты. Появляется в виде гигантской кошки или на карете, запряженной кошками или пантерами. Строение мира – мир как система усадеб. Ясень мировое древо. Асгард – обиталище асов. Там есть Вальхалла, чертог Одина, где он пирует вместе с воинами, которые выступят в ним в последней битве. Мидгард – срединный мир, мир людей. Вокруг него Утгард, где собрано все зло. Вокруг Утгарда – мировой змей. Мидгард и Асгард соединяет радуга-мост, по которому может передвигаться только Один. Мифльхайм – царство великанши Хель. Урдр – источник мудрости. Рядом с ним обитают вещие старухи норны. Сообщение между всеми этими мирами происходит при помощи белки Рататокс. 5. Героические песни «Старшей Эдды». Скандинавские племена – германцы и эмигранты. История исландской литературы начинается с иммигрантов. Викингам не нравилась королевская власть, поэтому они уплыли. Самая воинственная часть – викинги – осуществили абсолютно мирное переселение. Всегда брали с собой бревно из домашнего очага. Это символ Тора (Донара). Плыли за бревном. Куда приставало – там высаживались. Исландия никем не управлялась – эпоха народовластия. Страну населяли единоличные бонды. Жизнь заставила ценить людей по их личным качествам. Раз в году все они собирались, выбирали главного (самого умного), который решал все вопросы. Нет войн, нападений. Жили изолированными хуторами, человек всегда готов к смерти. Идея трагической обреченности, судьбы. У древних греков такой обреченности не было. Пример: Ахилл. Древний скандинав не знает, когда умрет, может не успеть того, что хотел сделать в этой жизни. Три рода памятников: саги (родовые саги), в них нет вымысла. Они повествуют об исключительных людях. Любопытные психологические этюды. Королевские саги. Самая известная – «Круг земной» Снорре Стурлсона. Есть еще саги развлекательного характера – так называемые, лживые саги. Второй вид – поэзия скальдов. Скальды – воины-поэты. Она написана особым языком. Такие метафоры, которые не сразу можно было понять. Эти фигуры назывались кенингами. Чем больше их знал скальд, тем он считался талантливее. Корабль – наездник бури, воин – копье битвы, древко битвы. Лучшие кенинги основывались на мифологии. Третий род – песни Эдды. Старшая (стихотворная) Эдда – 36 канонических песен о богах и героях. Основная часть сложена в древности. Песни складывались еще у континентальных германцев. Упоминание о Рейне, немецких пейзажах, Сигурде (Зигфриде). Песни Старшей Эдды сохраняют представления древних германцев. Эта рукопись создавалась примерно в 10 веке. Записана Эдда в 12 веке, а потом утеряна. Найдена только 1643 году в Копенгагене, названия нет. До того, как она была найдена, существовала «Эдда» Снорре Стурлсона. Проза, создана в помощь скальдам. В этой «Эдде» были расшифрованы главные кенинги. Основная часть: прозаический рассказ о древнеисландской мифологии. Проза этой книги переложена со «Старшей Эдды». Отсюда и название. Просто Эдду стали называть младшей. Одни считают, что Эдда происходит от слова, означающего поэтика. Второе толкование – хутор, где Снорре писал Эдду. Третий – в одном из диалектов Эдда означает прабабушка. Песни Эдды очень небольшие, сосредоточены на дном эпизоде. Ассоциации с остальными песнями. Много перечислений. Коспективное содержание. В этих песнях закодировано куда большее содержание. Песни о богах и о героях – 2 части. Асгард – обиталище асов. Там есть Вальхалла, чертог Одина, где он пирует вместе с воинами, которые выступят в ним в последней битве. Мидгард – срединный мир, мир людей. Вокруг него Утгард, где собрано все зло. Вокруг Утгарда – мировой змей. Мидгард и Асгард соединяет радуга-мост, по которому может передвигаться только Один. Мифльхайм – царство великанши Хель. Урдр – источник мудрости. Рядом с ним обитают вещие старухи норны. Сообщение между всеми этими мирами происходит при помощи белки Рататокс. Герой перед лицом судьбы – центральная тема Старшей Эдды. Главным героем является Сигурд (Зигфрид). История клада Нибелунгов. Нибелунги-Нифлунги. Подземный мир. В германской традиции много сказочных черт. В Исландии люди жили родом. Сигурда они награждают множеством родни – из рода Вёльсунги. Дальний потомк Одина. В скандинавской традиции у него есть старший брат Хельги. Сигурда воспитывает кузнец. Однажды Один, Локки и Хёнир убивают выдру. Это сын великана. Великан требует выкуп золотом, но золота не хватает. Локки ловит щуку Андвари – хранителя клада. Властелин клада тот, у кого кольцо Нибелунгов. Хранитель проклинает кольцо. Клад отдали великану и пошло, поехало…
|