Общая характеристика культуры Возрождения.
В середине 14 века в Италии начинается Эпоха Возрождения («Ренессанс»). Это переход от средних веков к культуре Нового времени. Культура Возрождения – городская культура, ее развитие напрямую связано с развитием городов. Эпоха – это именно культурно-историческая эпоха наивысшего расцвета. Хронологические рамки в разных странах разные. Италия – середина 14 века, длится несколько веков. В других странах другое время. Англия – последняя четверть 16 века и первая четверть 17. Возрождение носит разный характер. Италия – культура, поэзия, Германия – философия, богословие, идеологический характер, Англия – театр. Формирование новых буржуазных отношений. Экономика и развитие Италии впереди других стран. Формирование нации приходится на ЭВ. Обнаружение античности – задом наперед. Греческие ценности начинают постигаться в ЭВ. Яркие моменты. Формирование нового типа человека. Возрождение – очень трудный период, новые представления. Особый тип личности – титан Возрождения (Энгельс). Много талантов. Люди приходили в титаны из самых низов общества. Рассуждение Энгельса о личностях. Люди, которые создали буржуазное государство, не были буржуазно ограниченными. Многогранность личности. Термин «Возрождение» впервые был употреблен в 1550 – Джорджо Вазари «Жизнеописания знаменитейших живописцев, ваятелей и зодчих» - узаконенный термин. Но слово появляется раньше – сами деятели ЭВ. Чтобы идти вперед надо оглянуться назад. Достичь античного уровня в культуре, надо возродить античные ценности. Средневековье изучало античность выборочно, только то, что подходило к церковной догматике – Вергилий, Платон (выборочно), Аристотель (выборочно). Остальные авторы – в обрывках. ЭВ обратилась к античности. Как к комплексу знаний, даже несколько преувеличивала значение античности. Это первое толкование термина. Второе – библейская мысль, притча о зерне, брошенном в камни. Служение во имя продолжения культурной традиции. Деятели ЭВ по большей части были религиозными, но они разрушали догматику церкви. Начинается церковное движение реформации. Мысль: человек может обратиться к Богу минуя церковь, обращение должно быт искренним. Вера приобретает другое качество. В ЭВ начинают формироваться современные представления о личности, индивидуальности. Средние века – название ЭВ уничижительное. В Средние века происходила подготовка к ЭВ. Раскрепощение личности привело к ренессансному эгоцентризму. Где критерий свободы деятельности человека? Мы наблюдаем сложное и странное явление. Ренессансные гуманисты могли быть инквизиторами. Охота на ведьм. «Молот Ведьм» Лосев «Эстетика Возрождения». Удивительная аморальность. Потеря критерия деятельности приводит к тому, что тема титанической личности выходит в искусстве на первый план. Шекспир «Критерием является делание добра». Ренессансный гуманизм – понятие отлично от современного (гуманное отношение к человеку и животным). Исконно термин происходит от названия гуманитарных наук. Гуманистами называли преподавателей. Оценочного значения не было. Философы, эстеты и т.д. Средневековье тяготело к традициям, ЭВ – антитрадиционализм, ничто не принимается на веру. ЭВ – критицизм, предполагает собственное мнение. ЭВ – индивидуализм, часто перерождается в эгоцентризм. ЭВ – культ античности. Интерес к человеку, природе, месту человека в природе. Вера в неограниченные возможности человека, прежде всего, в познании. Тема Фауста. Разрыва с христианством не было, только с догмами. ЭВ – эстетизм, эстетические отношения к явлениям действительности. Ренессансным гуманистом мог стать любой, но это очень элитарное явление. Большая сумма знаний. За три века в пяти главных европейских странах существовало 5000 гуманистов. Вопрос о том, что вкладывет ЭВ в понятие «Человек». В античности «человек – это животное социальное», для гуманистов «Животное ученое». Человек ценится только в культурных измерениях, только природные свойства, способность к обучению. Человек – тот, кто способен к обучению. Идея культивирования человека. Особое значение имела педагогика. Понятие «республика разума». Особое внимание этому уделяет Эразм Роттердамский. ЭВ принято делить на три этапа. Раннее Возрождение, Высокое возрождение и Позднее Возрождение (кризис). Новый жанр – новелла. Повествование о новых в жизни явлениях. Апофеоз – Боккаччо «Декамерон». Очень мало новелл с трагическим финалом. Чаще всего в новеллах человек побеждает судьбу. На 100 новелл Боккаччо только одна со смертью. Рассказчики ЭВ показывают, как человеческая инициатива побеждает все препятствия. Позднее Возрождение. Попадание в рабство. Человек не венец творения. Шекспир монолог «Человек квинтэссенция праха». Главный жанр в кризис – трагедия. Крушение идей, поиск морального выхода. 19. «Канцоньере» Петрарки. История создания и проблематика. Раннее Возрождение – Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Не совсем еще отошли от Средних веков. ЭВ началась в Италии, более высокий экономический уровень развития. Прогресс экономики связан с купеческими республиками – Флоренция, Генуя и Венеция. Цеховое управление препятствовало развитию личности – единое мнение. Развитие карликовой монархии с цеховыми рамками не связано, в них впервые начинает формироваться слой интеллигенции. Первым интеллигентом считается Франческо Петрарка. Родоначальник новой европейской поэзии. Прежде всего, известен «Книгой песен» сейчас. Раньше был известен как ученый, который реставрирует классическую древность. Первый ученый-классик. Родился 20 июля 1304 в тосканском городе Ареццо, куда бежал из Флоренции его отец-юрист. Отец хорошо знаком с Данте. Ареццо – культурный центр Европы. Изучает право, но ненавидит его. В 1326 порывает с юриспруденцией и принимает сан священника. Приближается ко двору Папы Римского, но священником никогда не работает. Сдает свой приход в аренду. Удивительный эгоцентризм. 6 апреля 1327 встреча с Лаурой в церкви святой Клары. Неизвестно, кто она была. Петрарка пишет на латыни, только сонеты на итальянском. Лаура – условная фигура. Любит только себя. Брату он написал 8 писем, матери 2 письма. Зато много писем потомкам и деятелям прошлого. Человек настроен на славу. Боккаччо дарит ему «Декамерон» с целью рецензии. Тот отзывается только через 20 лет. Три периода творчества: 1. 1318-1333. годы учения, стихи на латинском языке. 2. 1333-1363 – период творческой зрелости, основная масса известных произведений. Для современников – героическая поэма «Африка» и биографическое сочинение о известных людях, трактат «Тайна». Оформляется главное для католиков произведение на итальянском «Книга песен». 3. 1363 – 1374. Изучение древних авторов, поэма «Триумфы». Путешествие по Европе – Германия, Фландрия, Рим. Посещает старинные монастыри. Разыскивает труды деятелей древности. Известен как ученый-классик. Две речи Цицерона, письма Цицерона. Восхождение на горные вершины с психологической целью, хотел почувствовать, как человек остается наедине с природой. 1337 – посещает Рим, который воспринимается им через произведения античности. Вечность природы. Уезжает из Авиньона в Оклюс. Историзм мышления. Первое произведение приносит славу в 1341 – поэма «Африка». Его увенчали лавровым венком. Победа Рима над Карфагеном. Это победа в жизни итальянского народа. Видит будущее Италии в республиканских традициях Древнего Рима. 1350 – дом-музей, где он родился. 19 июня 1374 умер. Внешняя устроенность, внутренняя раздвоенность. Разлад между языческими и христианскими идеалами. В творчестве Петрарки обращение к душе не предполагало отрицания земной действительности. Отражение посюсторонней жизни. Понятие «душа» стало шагом к реабилитации земного человека. Трактат «О презрении к миру, или Тайна» - 1343. Писал якобы для себя. Это первая литературная исповедь в литературе. Форма трех диалогов. Ведет Франциск со святым Августином – Альтер эго. Спорят о бренности жизни, о смерти и бренности славы. Сквозная тема – тема греховности любви. Должен ли христианин бояться смерти? Августин – боятся не должен. Петрарка очень любил жизнь. Хочет вечной жизни. Поощрял всех идти в монастырь, а сам не шел. Вечная слава – вечная память. Тема славы перекликается с темой Лауры. Слава дается лавром – лаурой. Любовь к Лауре – путь к вечной славе. Греховность чувства к Лауре – Августин, Франциск говорит, что любит бессмертную душу. Франциск размышляет, что земная любовь облагораживает душу – из лирики трубадуров. Эти три диалога заканчиваются тем, что Августин говорит Франциску, что он никогда не станет схимником, а Франциск: «И вижу я лучше, а склоняюсь к худшему». Черта личности: потребность в любви. 21 год воспевает Лауру. Реальная она или нереальная? Родилась в 1307 в Авиньонской семье, 1325 замуж, 11 детей. 41 год умерла от чумы. Петрарка изображает Лауру земной женщиной. Сущность стихов: борьба жажды счастья и жажды спасения – иногда земная женщина, иногда Мадонна. Лирика Петрарки построена на антитезах. «Со смехом я рыдаю». Главное произведение – «Консоньеры». Переделывал их 9 раз. 1373 последняя редакция. Окончательная редакция – «Ватиканский кодекс». Опубликованы через два века после написания. Все начинают писать как Петрарка. Из сонетов переходит в жизнь идеал женщины. Костяк – сонеты, всего 366 произведений, 318 сонетов, 29 кансон. 2 части: первая «На жизнь Мадонны Лауры» вторая «На смерть МЛ». Структура и тема задаются в первом сонете. Исповедь – рассказ зрелого человека. Главная тема – юношеская неразделенная любовь. Сонет – твердая форма лирики. 3 часть: тезис, антитезис и синтез. Подлинный герой – не все просто с Лаурой – повод для описания собственных чувств. 14 строк. Состоит из 2 катренов и 2 терцетов. Каждый катрен должен быть с законченной мыслью, могли быть все рифмовки ввг дгд. Петрарка ломает канон. У него может быть любая рифма. Петрарка не чуждается реального времени. Называет себя историком Лауры. Лаура меняется. Петрарка любит метафоры. «Сердце на ладони». У Данте Беатриче все отдаленнее от земли, у Петрарки Лаура живая, более отстраненная. Опередил время – прозаизация. Это ритмизованная проза. При жизни Петрарки это считалось стремным. Единицей поэзии Петрарки является не слово, а стих, вернее ритмико-синтаксическая единица, в которой отдельное слово растворяется. Перевести трудно. Качество смысла в строку удалось только Державину. Фигурный текст. Зашифровано имя Лауры. Петраркизм.
|