Студопедия — Китайская философия зарождается и складывается в период династий
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Китайская философия зарождается и складывается в период династий






Философия Древнего и Средневекового Китая

Зарождение китайской философии.

На формирование предфилософии Китая оказало влияние мировоззренческая концепция народа о происхождении мира. Древние китайцы представляли Вселенную примерно так: над всем господствует безграничное круглое небо; внизу – земля квадратной формы, а в центре ее Срединное государство, или Поднебесная. Бесформенный туман, состоящий из мельчайших частиц (ци) образовывал хаос, существовавший до начала времени. Произошло «размежевание» ци, легкие и светлые частицы (ян) поднялись вверх и образовали небо, а тяжелые (инь) упали вниз и образовали землю. Вначале сформировалось небо, затем земля, и только после этого появился человек.

В историко - философской области знания на сегодняшний день нет общепринятой точки зрения на периодизацию развития китайской философии. Мы будем рассматривать ее содержание в соответствии, в основном, с хронологическими периодами, выделяемыми на основе правящих династий, как это иногда принято.

 

Китайская философия зарождается и складывается в период династий

Шан (XVIII –XII вв. до н.э.) и Чжоу (XI – III вв. до н.э.). Своими корнями она уходит в мифологическое мышление. Уже в рамках мифологии выделяется высший принцип, управляющий миропорядком. При династии Шан таким высшим началом, божеством, создавшим все существующее, считался шанди (Верховный император), а при династии Чжоу возникло представление о «воле Неба» как о всемогущем первоначале и первопричине всех вещей.

В эпоху Чжоу культ Неба вытеснил верховного первопредка Шан, который стоял во главе пантеона. Небо стало самым главным всекитайским божеством, правителя стали считать сыном Неба, а китайскую империю – Поднебескной. Небо согревало землю своим теплом и оплодотворяло дождем, давая жизнь живым существам. Древние кмтайцы полагали, что небо любит справедливость и ненавидит несправедливость. Небо желает, чтобы люди помогали другдругу, знающие учили незнающих, делились другс другом. Оно наблюдает за народом, посылает урожай и неурожай. От милости неба зависит судьба людей. Небо карает недостойных и вознаграждает достойных. Таким образом, мир и спокойствие на земле служат доказательством того, что небо довольно земными порядками. И наоборот, эасухи, наводнения, голод, бунты, эпидемии – вестники «небесного гнева».

Одновременно с распространением религиозного мировоззрения начало возникать и развиваться и философское мышление. Уже при династии Шан складываются представления о темном и светлом началах. Темное и светлое стали рассматриваться как свойства, внутренне присущие предметам, противостояние которых вызывает развитие и изменения в вещах и процессах. Эти взгляды были впервые зафиксированы в надписяхна гадательных книгах и костях, в которых солнечный день назывался светлым, а пасмурный день – несветлым.

Эти и им подобные представления, развиваясь, начинают наполняться более глубоким смыслом и широким содержанием. Светлое начало стало выражать уже не только «светлый день», но и свойства неба, солнца, твердости, силы, мужчины и т.д., а темное начало – свойства земли, луны, ночи, холода, мягкости, слабости, женщины и т.д. Постепенно представления о темном и светлом приобретают абстрактное значение.

«Книга перемен». Представление о светлом и темном началах получило развитие в «И цзине» - «Книге перемен». Название книги связано с происходящими изменениями, происходящими с темным и светлым началами, производятся гадания о счастливых и несчастливых событиях. Хотя «Книга перемен» и наполнена мистикой, однако уже в ней разработан понятийный аппарат, который будет использоваться дальнейшей китайской философией.

«Книга перемен» - один из главных источников, в котором заложены основные принципы развития философского мышления в Китае. Ее тексты создавалиь в разные времена (XII – VI вв. до н.э.). В «Книге перемен» можно проследить переход от мифологического отражения мира к его философскому осмыслению. Текст этой книги несет в себе отражение друвних мифов Китая о двух началах (духах) – Инь и Ян, которые приобретают здесьуже понятийную форму.

Ян – это мужское, светлое и активное начало (дух). Оно управляет небом. Инь – женское, темное и пассивное начало. Оно управлет землей. При этом речь идет не о дуалистической, а скорее диалектической связи между ними, ибо Ян и Инь называется путем (дао), который проходят все вещи. «Книга перемен» и прослеживает꘻ дао – путь вещей и путь мира в движении. Одна из основных задач человека- понять свое место в мире, «соединить свою силу с небом и землей».

Таким образом, уже в книге перемен излагается наивная диалектика философской мысли Китая, которая связана с утверждением противоречивости мира, взаимного влечения и взаимного отчуждения светлого и темного, развития и изменения мира. Свое развитие философское мышление этой страны получает в учении о пяти стихиях.

Учение о пяти стихиях. Оно изложено в «Книге истории» (Шу цзин), написанной в начале 1 тыс. до н.э. Взаимосвязь светлого начала Ян и темного начала Инь порождает движение и покой, тепло и холод, свет и тьму, добро и зло. То и другое необходимо, одно переходит в другое. Согласно этому учению, весь материальный мир состоит в конечном из пяти стихий или первоэлементов: воды, огня, дерева, металла, земли, от которых и происходит вся вселенная. Связь между первоэлементами может быть положительной или отрицательной в соответствии с особым законом.

Следует отметить, что это материалистическое учение развивалось и в дальнейшем. В частности, оно явилось основной темой в философии Цзоу Яня (III в. до н.э.). Он создал целую концепцию развития Вселенной, в основе которой находятся пять названных первоэлементов, которые взаимосвязанны между собой и сменяют друг друга в своем взаимодействии. Связь между пятью элементами носит диалектический характер и выступает как связь «жизни и смерти»: дерево рождает огонь, огонь – землю (пепел), земля – металл, металл – воду (на металлических предметах скапливается роса), вода – дерево. Таким образом, круг жизни замыкается. Подобный круг существует и относительно смерти: дерево побеждает землю, земля – воду, вода – огонь, огонь – металл, металл – дерево. Этой сменяемости элементов соответствует и сменяемость правления династий в обществе. Каждая династия правит под знаком определенного элемента.







Дата добавления: 2015-07-04; просмотров: 820. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия