Лекция 35 Гражданские религиозные войны во Франции
Условия и причины начала войны. Во второй половине 16 века Франция вступила в период политического кризиса, проявлением которого стали религиозные (гражданские) войны между католиками и кальвинистами, длившиеся с короткими перемириями 32 года (1562—1594).Комплексом начальных условий послужила обстановка, сложившаяся во Франции вскоре после окончания Итальянских войн (1559 г.) в которых Франция потерпела поражение. Пока шли войны оппозиционные настроения, связанные с укреплением абсолютизма, не проявлялись особенно резко: дворянство в значительной степени кормилось войнами, "беспокойные" необеспеченные социальные элементы поглощались военным наёмничеством, горожане и крестьяне надеялись на облегчение положения после победы. Прекращение Итальянских войн поставило французское дворянство перед необходимостью искать новую сферу активности, новые пожалования земель, пенсий, должностей. Вернувшаяся с войны провинциальной родовитая знать, ещё не расстались со стремлением к возврату своей привилегии вести себя независимо по отношению к королю. В среде придворной аристократии росло недовольство увеличением власти бюрократии и нового дворянства мантии - "выскочек" в глазах старой аристократии. Кроме того, к середине 16 века вследствие "революции цен" для крестьян и бюргеров стало особенно ощутимо увеличение королевских налогов.В короткий период правления Франциска II (1559—1560) при дворе возросло влияние Лотарингских герцогов Гизов, родственников Марии Стюарт – будущей шотландской королевы, а пока супруги молодого короля. Франциск (Франсуа) Гиз, главнокомандующий королевской армией, и его брат кардинал Карл Гиз, возглавили дворян недовольных проабсолютистской политикой. Эта знать имела опору в старинном домене короля — северо-восточных и центральных провинциях.В юго-западных и южных областях Франции локализовалась протестантская оппозиция абсолютизма. Её возглавляли принц крови Антуан Бурбон и принц Конде. Представители этой группировки называли себя гугенотами от западно-швейцарского "eidguenots" — сообщник, сотоварищ. Южное и юго-западное дворянство не удостаивалось особого покровительства и поддержки со стороны короля и поэтому видела средство к улучшению своего экономического положения в секуляризации церковных земель, и с этими целями охотно принимала кальвинизм. Новая вера содействовала укреплению нарушенных абсолютизмом вассальных связей титулованной знати с провинциальным дворянством. Теперь вассальные связи скреплялись общностью веры и противостоянием католицизму. Конкурирующие дворянские группировки северо-востока и юго-запада сначала стремились подчинить своему влиянию короля, а затем перешли к антидинастической борьбе, выдвигая каждая своего кандидата на престол. Амбуазский заговор — попытка дворцового переворота, организованная в 1560 г. гугенотской аристократией во главе с принцем Конде. Целью заговора было отстранение Гизов, созыв Генеральных штатов и обеспечение интересов принца крови Антуана Бурбона и гугенотов. Для этого южное дворянство предприняло поход на королевский замок Амбуаз. Заговор был раскрыт, мятежные дворяне казнены, Конде арестован. Только неожиданная смерть Франциска II спасла принца от казни.Франциску II наследовал его брат Карл IX, малолетство которого потребовало назначения регента. Регентшей стала королева-мать Екатерина Медичи. Она пыталась примирить противоборствующие группировки, однако ее политика компромисса враждебно воспринималась как католиками, так и гугенотами.В 1562 г. отряд герцога Лотарингского Франциска Гиза расправился с небольшой группой гугенотов, собравшихся в местечке Васси в провинции Шампань для отправления культа. Провинция Шампань находится к востоку от Парижа, то есть на территории католиков, собираться здесь протестантам было большим риском. Убийство в Васси положило поводом для начала религиозной гражданской войны во Франции. В историографии принято выделять три основных периода религиозных вой во Франции: Первый период – 1562-1570; Второй период –1572-1576; Третий период – 1580-1594. Первый период религиозных войн: 1562—1570. Крупных сражений не происходило. Обе феодальные группировки стремились захватить влияние на короля и править от его имени. Католическая сторона находила поддержку в северной части Франции, она опиралась на Париж, ее программа — "Один король, один закон, одна вера". Юг Франции объединился вокруг Бурбонов и крупных феодальных фамилий. Вождями гугенотов были принц Конде и адмирал Гаспар де Колиньи. Первый период войн закончился эдиктом примирения в Сен-Жермене (1570) (лат. edictum, от edico - объявляю). Гугеноты получили право на богослужение в пределах предместьев каких-либо двух городов в каждом губернаторстве Франции, а также право занимать общественные должности. Кроме того, им были предоставлены четыре военные крепости Монтобан, Коньяк, Ла Рошель, Лашарите. Второй период религиозных войн: 1572—1576. Широкомасштабные военные действия. Гугеноты и католики стали выступать против правящей династии.Политические факторы второго периода религиозных гражданских войн Католики остались недовольны Сен-Жерменским миром. В первый период войны гугеноты были дважды разбиты королевской армией, причем в одной из битв погиб принц Конде - глава гугенотов. После смерти Конде формальным лидером гугенотов стал молодой принц Генрих Бурбон Наваррский, а реальное военно-политическое руководство перешло в руки адмирала Гаспара де Колиньи. Правительство опасалось чрезмерного усиления ультракатолической партии, возглавляемой лотарингскими герцогами Гизами, которых поддерживала Испания, и предоставило гугенотам большие уступки. Представители гугенотов были включены в Королевский совет. Особое влияние приобрел в нем Колиньи, предложивший королю сплотить католическое и гугенотское дворянство в новой войне против Испании, послав экспедицию на помощь восставшим нидерландским кальвинистам. По замыслу Екатерины Медичи мир должен был скрепить брак сестры короля Маргариты Валуа и Генриха Бурбона. С этим браком связано событием, ставшее началом второго периода войны – расправа над гугенотами в Париже в ночь на 24 августа 1572 г. — праздник святого Варфоломея. «Варфоломеевская ночь» стала нарицательным выражением и вошла в историю как символ религиозного фанатизма и слепого насилия.Трагедия в Париже знаменовала не только начало второго периода войн, но была свидетельством изменения позиции власти. До 1572 г., будучи не в силах предотвратить начавшиеся войны, корона пыталась держать под контролем военные действия и стремилась к примирению противоборствующих сил. В Варфоломеевскую ночь власть не препятствовала столкновению. Разрешив католикам учинить расправу над гугенотами в Париже, она подтолкнула начало гражданской войны в масштабе всей Франции.
До Варфоломеевской ночи Реформация была партией знатных вельмож. Они сделали из нее силу политической оппозиции. Благодаря уничтожению дворян пасторы возвращают свое место руководителей общин. Теперь в общинах господствуют не политический расчёт, а религиозная исступленность и искренность верующих. Вновь появившееся в протестантском обществе превосходство духовного начала над политикой, возможно, является одной из причин, помешавших Генриху Наваррскому вернуться в католическую веру, как того требовала от него Екатерина Медичи. Историческое значение и результаты второго периода. Воплощением идей гугенотов о возврате к старым порядкам сословного самоуправления стало создание гугенотского государства на юге Франции. Самоуправляющаяся Гугенотская конфедерация имела свою армию и систему налогов. Главную роль в создании и укреплении Гугенотской конфедерации сыграли местные представительные учреждения Провинциальные штаты, традиция созыва которых не прерывалась с формированием абсолютизма. Провинциальные штаты держали под контролем реформатские церкви, диктуя им свои требования и таким образом втягивая их в политическую борьбу. Кроме церковной организации дворяне-гугеноты использовали в своих интересах кальвинистское учение о праве на сопротивление государю-тирану как презревшему волю Бога и нарушившему древние привилегии народа. Окончательное оформление Гугенотской конфедерации произошло на съезде гугенотов в Ниме в 1575 г. Второй период религиозных войн закончился удовлетворением требований гугенотов: предоставлением свободы отправления культа повсюду, кроме Парижа и территорий пренадлежащих королевскому двору, а также права организовать свои отделения при судебных палатах (парламентах) провинций. Кроме того, гугенотам разрешалось воспользоваться еще 8 крепостями помимо ранее полученных. Король также согласился признать преступлением убийства, совершенные в Варфоломеевскую ночь, возвратить конфискованное у гугенотов имущество.На исходе второго периода религиозных войн, в 1576 г., образовалась Католическая лига. Во главе католиков стоял Генрих Гиз – сын Францисска Гиза. В создании лиги принимал участие король Генрих III, вступивший на престол в 1575 г. В своей декларации Католическая лига предлагала полностью восстановить и впредь сохранять католическое вероисповедание. Помимо этого выдвигались требования вернуть провинциям их права и старинные вольности. Принадлежность к лиге объявлялась обязательной для всех католиков. Третий период религиозных войн: 1580—1594. Характеризуется появлением на политической арене Генриха Наваррского в качестве вождя гугенотов, образованием Парижской лиги и, наконец, гибелью короля Генриха III. Политические факторы третьего периода религиозных гражданских войн. После Варфоломеевской ночи Генрих Наваррский, отрекшийся от протестантства ради сохранения жизни, находился под наблюдением. Его теща, Екатерина Медичи не доверяла ему. Сумев бежать из Парижа, 23-летний Генрих Наваррский стал в 1576 году лидером протестантской партии. Его жена Маргарита оставалась фактически пленницей короля Генриха III, обвинявшего ее в сговоре с мужем. Новым фактором изменения политики – стала угроза прерывания власти династии. Безвременная кончина последнего мужского представителя династии Валуа — герцога Алансонского, младшего брата бездетного Генриха III, привела к тому, что дофином Франции стал Генрих Наваррский. Перспектива появления на троне гугенота заставила вождей Католической лиги, в первую очередь Гизов, выдвинуть своего кандидата на престол — кардинала Карла Бурбона (дядя Генриха Наваррского). Такая позиция Католической лиги подтолкнула Генриха III к сближению с Генрихом Наваррским так как тот, будучи мужем сестры Генриха III всё таки мог продолжить династию и поддержать всех родственников короля. Вождю гугенотов было сделано предложение перейти в католицизм, чтобы иметь право на престол.В Париже сформировалась Парижская лига (1585-94) – объединение всех слоев населения Парижа. Парижская лига, в которую входило большинство мужского населения Парижа, боролась и против Генриха III и против вождя гугенотов Генриха Наваррского. Католическая Лига заставила короля в 1585 г. издать эдикт, которым отнимались все прежние права и преимущества у гугенотов, католицизм объявлялся господствующей религией во Франции, а всем исповедывавшим другие религии предписывалось покинуть страну в течение месяца. Гугеноты взялись снова за оружие, и началась религиозная война, известная в истории под именем "войны трех Генрихов" (Генрих III, Генрих Гиз, Генрих Навварский). Протестантская Германия поддержала гугенотов присылкою войск, Англия - деньгами. Осенью 1587 г. Генрих Наваррский нанес католикам поражение (битва при Кутра). Несмотря на это, Генрих Гиз, пользуясь бунтом парижан, заставил короля издать эдикт, лишавший права на французский престол лиц не катололического вероисповедания, прежде всего, имелся ввиду Генрих Навварский. Однако уступки короля уже не удовлетворяли Католическую Лигу – она решила свергнуть и короля и Генриха Навварского. Дерзость парижской лиги и их вождя Генриха Гиза, претендовавших на право руководить действиями короля, сближение католиков с испанским королем Филиппом II побудили Генриха III весной 1588 г. к союзу с Генрихом Наваррским. Позиция короля вновь вызвала волнение в Париже. После народного восстания в Париже в мае 1588 г. Парижская лига добилась низложения Генриха III и создания временного правительства. Генриху Гизу удалось привлечь всех парижан на свою сторону. В распоряжении Генриха III оставались одни наемники. Сложившаяся обстановка заставила короля покинуть Париж. Парижские бюргеры опасались решительных действий городских низов в отсутствие короля. Генрих III пошел на перемирие, вернулся и попытался вновь стабилизировать обстановку в стране, созвав в октябре 1588 г. Генеральные штаты. Однако Генеральные штаты не заботились о стабильности и под давлением Гизов депутаты решили продолжать войну с гугенотами. Доведенный до отчаяния король приказал убить Генриха Гиза. В декабре 1588 г. приглашенный в Лувр герцог Гиз был заколот. Однако расправа над Гизом не принесла ожидаемой Генрихом III победы. Убийство Гиза привели к новому восcтанию парижан. Войска короля были разбиты войсками Католической лиги. Основным побуждающим фактором бунта Лиги является признание наследником трона того, кто не разделяет религиозных убеждений большинства населения, то есть кальвиниста Генриха Бурбона Наваррского. В народном сознании верность Богу и верность королю сталкиваются и противоречат друг другу. В августе 1589 г. Генрих III по приказу папы римского Сикста V был убит кинжалом доминиканским монахом Жаком Клеманом, проникшим в его военный лагерь. Перед смертью король в полном сознании назвал Генриха Наваррского своим законным наследником. В этом же году умерла Екатерина Медичи. Оценка политической деятельности Екатерины Медичи В традиционной историографии, берущей своё начало в 19 веке историки создали негативный образ Екатерины Медичи, её даже называли «чёрной королевой». Любой односторонний образ будет скорее всего искажением действительности. С одной стороны Екатерина стремилась примирить враждующие стороны и укрепить свою власть добиваясь единства нации, но с другой стороны, не являясь интеллектуально проницательным политиком, она стремилась добиться этого стратегически неверным путём: многочисленными планами династических браков и попыткой "перемирить" всех на многочисленных роскошных балах и во время многочисленных поездок по стране. Такой "семейственный" подход был привычен для всего клана Медичи, но страна в состоянии гражданской войны нуждалась в серьёзных и решительных реформах. Кроме того, ей иностранное и социальное (из клана торговцев и банкиров) происхождение и затрудняло её положение на троне.Цели Екатерины были позитивны, но средства она могла использовать лишь те, которые ей были доступны. Сохранять более чем в течение четверти столетия единство нации, расколовшейся на две, или даже на три, группировки − задача неблагодарная. Такая цель требовала многоплановых действий одновременно по всем направлениям и заставляла переступать через любые препятствия. Одним из основных орудий Екатерины стала свита из двухсот фрейлин королевского двора. Это были самые красивые и обаятельные молодые женщины Франции, обученные и искушенные во всех вопросах взаимоотношения с противоположным полом. Историки в последствии называли их «летучий эскадрон любви». С помощью девиц из своей свиты королева-мать атаковала и побеждала самых грозных противников. И за это ее прозвали «великой сводницей королевства». Эти агентки любви по указанию Екатерины Медичи вытягивали любые сведения из мужчин, стоящих у власти или оказывали на них нужное влияние. Их жертвами становились короли и министры, иностранные дипломаты и полководцы, принцы, вельможи, прелаты и даже прелаты (общее название всех высших чинов католического духовенства). В частности Антуан Бурбон был полностью под контролем одно из агенток Екатерины Медичи. Для того, чтобы остаться с ней он порвал со своими друзьями кальвинистами, перешёл на службу к католикам и даже отказался от претензий на регентство, то есть от есть, по сути - от высшей власти в государстве. Его не остановило даже личное послание Кальвина, который просил его не поддаваться «сетям Венеры». В подобные сети попали и многие другие лидеры гугенотов, например гугенот принц Конде, который под влиянием подосланной любовницы согласился воевать против англичан – союзников гугенотов. В политическом плане особенностью власти Екатерины Медичи стало участие всех французов в делах королевства. После ослабления абсолютизма, которое происходило в течение полувека, Генеральные штаты собираются четыре раза. Но не только на этих собраниях слово предоставляется подданным: дискуссии продолжаются на многочисленных ассамблеях и коллоквиумах. Это провинциальные штаты. Вне этих собраний каждый может свободно высказать свое мнение и распространить в печатном варианте: в эту эпоху были издано многие сотни памфлетов, манифестов, мемуаров и трактатов, адресованных королю или общественному мнению. Цензуры не существовало. Даже если полиция начинает преследования, то ей чаще всего не удается найти ни мест хранения печатной продукции, ни перехватить экземпляры, распространяемые разносчиками по всей стране. В этом изобилии эмоциональной и направленной против королевы информации Екатерина занимает самую разумную позицию: не мешать и, смеясь, издеваться над оскорблениями. Как только она действительно взяла в свои руки власть от имени Карла IX, костры инквизиции погасли повсюду. Преследование «инакомыслящих» вылилось в другие формы военных действий. В Январе 1564 – Апрель 1566 гг. Екатерина Медичи осуществила с молодым Карлом IX путешествие по Франции. Одной из важных целей путешествия было образумить неистовствующие парламенты, которые по собственной воле организовывали преследования кальвинистов. В экономическом плане один неурожайный и голодный год сменял другой: 1562-1563, 1565-1566 и особенно 1573-1574, 1586-1587 гг. Правительство королевы-матери оказывается безоружным, но не бездеятельным. Организована общественная помощь голодающим. Принимаются меры, чтобы избежать голода в будущем: появляются муниципальные запасы продовольствия для упорядочения снабжения. Голод сопровождается повышением цен на продукты питания вследствие революции цен. Решение будет найдено: в 1577 году денежную единицу ливр заменит экю — реальная денежная единица. Власти сами установят обменный курс. Эта денежная реформа даст возможность скромным рантье, каких в народе большинство, сразу же получить достойный доход. Стабилизация денежной системы происходит одновременно с установлением равновесия в торговле. Считалось, что причиной нарушения международного обмена является импорт предметов роскоши. Чтобы исправить такое положение, Екатерина поощряет развитие новых видов деятельности: разведение шелковичного червя, ткачество, выращивание апельсиновых деревьев, организация национальных конезаводов. Внешнеполитическая обстановка была использована наиболее оптимально. Международное давление является опасностью, которая могла бы погубить Францию во время гражданских волнений. Однако Англия занята военными действиями в Шотландии и Ирландии, Испания — восстанием в Нидерландах и бунтом морисков. Это было удачным стечением обстоятельств. В ходе гражданских сражений развилось обостренное национальное сознание: французы поняли, что все они братья, дети одной матери — Франции. Образ матери Франции воплотился в личности королевы-матери. Она внушала сыновнее почитание и одновременно страх и ненависть. Внешняя деловитость и авторитарность Екатерины, по-видимому, были компенсаций некомпетентного политика, отвергнутой жены, и матери, лишившейся детей. Ее силу духа признавали обе противоборствующие группировки. И друзья, и враги, все французы возлагают на Екатерину ответственность за поддержание согласия между ними. Как это часто бывает с политиком, много десятилетий находящимся у власти, Екатерина в последние годы своей утратила способность адекватно воспринимать действительность и затевала абсурдные авантюры. Сразу после Ектерины смерти парижане отказались захоронить урну с её прахом в своём городе, угрожая выбросить её прах в Сену. Период безвластья 1589-1594 Францию опустошали дворянские отряды и иноземные наемники. Испанский король Филипп II в 1592 г. ввел в Париж из Нидерландов свой гарнизон. Во многих городах вспыхнули восстания, пришло в движение и крестьянство. Страна оказалась на грани национальной катастрофы. В этих условиях развернула свои решительные действия армия Генриха Наваррского – законного наследника престола. В середине 1593 г. он приблизился к Парижу и начал осаду. Генрих отрезал его от источников снабжения: сжег в окрестностях все мельницы и разобрал мосты. Париж сопротивлялся около трех месяцев: военные силы города превосходили армию Генриха Наваррского. В осажденном городе продолжала свою работу ассамблея сторонников Католической лиги, обсуждался вопрос о престолонаследии. В нарушение традиции лига брала ответственность за престолонаследие на себя. Это обстоятельство подтолкнуло Генриха Наваррского к решению о принятии католичества. По этому поводу ему принадлежит высказывание: «Париж стоит мессы». Законный наследник престола, хотя и был французом, но в глазах своих соотечественников оставался, прежде всего, гугенотом — еретиком. Торжественное отречение от кальвинизма состоялось в июле 1593 г., в феврале 1594 г. состоялась коронация. Коронация Генриха Наваррского Бурбона означала завершение гражданской войны.
|