Источники права.
IХ-ХI веках во Франции устанавливается принцип территориального действия права, т.е. население подчинялось тем нормам права, которые сложились на территории его проживания. 1) Происходит замена племенных обычаев местными обычаями - кутюмами. В период феодальной раздробленности государства обычаи являлись основным источником права. Франция вплоть до ликвидации феодализма не знала единой правовой системы. По характеру источников права средневековая Франция распадалась на 2 большие области - север и юг приблизительной границей между которыми является река Луара. На севере Франции преобладало неписаное обычное право. В основе его лежали варварские правды V-VII вв., так или иначе приспособляемые к феодальным отношениям. 2) На юге страны, где экономические отношения были более развиты, чем на севере, утверждалось видоизмененное римское право, приведенное в соответствие с местными условиями. Соответственно с этим: - юг называли страной писаного права, - а север - страной обычного права. 3) В течении XII столетия во Франции появляется немалое число собственных правовых компиляций. Составлялись они частными лицами и потому имели, главным образом, справочный характер. 4) Начиная с XIV в. все большее значение приобретают такие источники права, как - закон, - королевское распоряжение (ордонансы) - решения высших судов, - ассизы, решения, изданные собранием крупных феодалов. 5) Особое развитие и значение во Франции получило городское право. 6) Каноническое право регулировало брачно-семейные отношения, наследственное право, уголовное и процессуальное. Особое развитие в феодальной Франции получили институты цивильного права: вещное право, обязательственное право, брачно-семейное право. 7) В период формирования централизованного государства сословно представительной монархии предпринимаются попытки систематизации и записи кутюмов. В период абсолютной монархии при Людовике ХIV было запрещено выявлять в судах обычаи путем опроса знающих людей и всякое изменение обычаев или введение новых обычаев могло иметь место только по указу короля. Известны несколько сборников обычаев, составленных в неофициальном порядке. Так, королевский бальи и сенешал Филипп де Бомануар составил «Кутюмы Бовези» (1282), охватывавшие обычаи сенешалов Франции. В 1389 г. бальи Жак Д’Аблейг составил «Большой сборник обычаев Франции». Однако сборники кутюмов, составляемые как по королевскому велению, так и в частном порядке, не создавали общего права для всего государства. Право продолжало сохранять свой партикуляристский характер. В более позднее время, в XVII столетии, во Франции издаются систематические собрания законов вроде Торгового или Морского кодексов, а также более известного Большого ордонанса 1670 г., кодифицировавшего процессуальное право.
|