Вопрос 11.
Русская геополитическая мысль до 19в. Западничество и славянофильство. Панславизм. Концепция Москва-Третий Рим Автор – монах Филофей. Изложил ее в послании Московскому князю Василию III. Российское государство было единственным в мире православным, поэтому Филофей провозглашает особое значение России как истиной носительнице христианства. Константинополь – второй Рим, т.к. два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть (ориентировался на Библию). Сыграла роль объединения в процессе формирования единого государства в 16 веке. 16 век начался с больших побед, но закончился поражением и кризисом (Ливонская война кончилась поражением). 17 век – успехи Великих держав. Реформы Петра I. Под лозунгом преодоления отсталости от передовых стран Европы и завоевание положения Великой державы прошел весь 18 век. Во второй половине 19 века в русском обществе сложились несколько концепций. Все устои потрясла Французская революция. Наполеон потерпел поражение в России и была уничтожена его империя. Теория официальной народности (казенного патриотизма при Николае I). Автор – граф Уваров. Утверждал особые условия существования Российской империи, знаменитая троица: самодержавие, православие, народность. Единственный возможный способ укрепления самодержавия - поддержка русским народом и выражение его интересов, причина – православие. Следовательно, то, что происходит в Европе (нестабильность) России не грозит, т.к. Россия из "другого материала". Возникают самостоятельные течения в обществе – теории западников и славянофилов в 30-40-е гг. 19 века. Впервые общество начинает самостоятельно рассуждать. Суть идей западников: Россия отставала и продолжает отставать от передовых стран Западной Европы в экономическом, политическом и культурном плане, нуждается в скорых реформах. Вся история России – история преодоления этого отставания. Основные представители: Грановский, Кавелин, Чичерин, Белинский, Герцен. Суть идеи славянофилов. Общество в России строится на других принципах, чем Запад. Там индивидуализм, в России – коллективизм (соборность). Следовательно, все революционные потрясения России не грозят. Представители: Хомяков, Кирииевский, Максаковы. Западники и Славянофилы сходились на том, что нужна отмена крепостного права и реформирование самодержавия. Стимул активизации геополитической мысли: Крымская война, Парижский мир (1856). Обнаружено резкое неприятие Европой России и всего славянства. Геополитики Н.Я. Данилевский (1822-1885). Главный труд: "Россия и Европа" – 1869 г. Считал, что человечество следует делить по цивилизациям, которые определяются культурно-этническими признаками. В то время в Европе обнаружилось непримиримое противостояние между Романо-германской и славянской цивилизациями. Славянская цивилизация должна противостоять агрессии Романо-германской, поэтому необходимо единение всех славянских народов в рамках конфедерации под главенством России. Это концепция Панславизма (Всеславянства). Идеи славянского единения существовали не только в России. В начале 19 века возникли в Чехии, авторы Шафарик, Добровски. В середине 19 веке их развили Харваты Я. Гай (идеи иллиризма – объединения русских народов вокруг Югославии). Затем возникли панславянские идеи русафильского направления. Автор – Караджич, Негош – провозглашали объединение славянских народов вокруг России, Австрия и Турция – враги. Практические политики 19 века – Горчаков, Милютин. Горчаков считал, что главный противник России – Германия, следовательно, нужно стремиться её ослабить. В 60-е г., когда Пруссия вела войны за объединение Германии, Россия её поддерживала. Также она поддерживала и Францию. Милютин считал, что главный противник России – Англия, для противостояния необходим российско-германский союз. При его активном участии осуществилось продвижение России в среднюю Азию для угрозы Британской империи.
|