Тема Социологические идеи ученых Средневековья и эпохи Возрождения
1. Особенности формирования соц.-филос. идей средневековья 2. Концепция власти и управления Н.Макиавелли 3. Утопические доктрины западноевропейских мыслителей 4. Социологические и соц-полит. представления украинских гуманистов и реформаторов Характерной чертой средневековой социально-философской мысли явл. ее христианизированность; с др. стороны существенное влияние на ее форм-е оказ. древняя мифология и античная философия. Напр., представления славян о мире, ч-ке находят отражение в религ. верованиях средневековья: сакральному отводится место вверху природного космоса, допускается относительное единство духовного и телесного начал. Принятие хр-ва на Руси дало возможность приобщаться к достижениям мировой культуры. Особенно интенсивными были контакты с Византией, Болгарией. Благодаря им стали доступными достижения как византийской, так и античной ф-фии. Осуществлялись переводы отдельных произведений с языков Ближнего Востока и Кавказа. Идеи православия формировались на базе у чения Платона и визант. патриархов, особенно Фотия (ІХ ст.); его считают отцом православной ортодоксии. Он основал в Византии академию, где читал лекции по античной ф-фии. Сделал извлечения из работ 280 греч. авторов. Он и дейно вдохновлял деятелей славянского просвещения – Кирилла и Мефодия. Все «европейские» заимствования преломлялись через призму восточнославянского мировоззрения. Ему не было присуще абстрактное, оторванное от жизни теоретизирование. Если в зап.-европ. культуре в основном реализуется платоновско-аристотелевская линия ф-фии с ее стремлением к абсолютной истине / в соответствии с канонами научного мышления, то в нашей культуре преобладает александрийско-библейная, что ориентируется не столько на поиск истины, как на поиск правды Особое место тут принадлежит субъекту познания – философу, который не только осмысливает, но и лично переживает. К филос. выводам он приходит в поисках личного смысла жизни. - экзистенциально-антропологическая традиция Др. хар. черта славянской соц.-филос. традиции: знания о смысле челов. существования, полученные из книг, нужно внедрять в жизнь – деятельностный аспект. Истина – это не только знание истины, но и жизнь в истине. Онтология, натурфилософия: христ. видение мира как разделенного на мир наличный и желаемый, должный. Однако это разделение не явл. абсолютным, ибо превалирует платоновская идея «нисхождения потустороннего в посюстороннее» (кеносис). Мир земной – не средоточие зла, греха, он сопричастен к добру – отсюда восхищение его красотой, гармонией. Такое настроение присуще «Поучению» В.Мономаха, «Шестидневу» Иоанна, экзарха Болгарского. В «Шестидневе», а также в «Изборнике Святослава 1073 р.» и др. произведениях содержатся натурфилос. протонаучные идеи. «Физиологи» В «Повести временных лет» помещено повествование о сотворении ч-ка: Из полотна, которым Бог обтерся в бане, дьявол создал ч-ка, а Бог вселил в него душу Разум – важен, но и не отрицается значение чувств и воли в богоугодной д-сти ч-ка. В самом ч-ке центром схождения всех сил явл. сердце. Это звено, что сводит воедино разум, чувства и волю человека. «Слово о Законе и Благодати» Иллариона: Владимир ввел хр-во, ибо возжелал сердцем и возгорел духом. Индивидуальное начало во многих летописях поглощается «коллективной особой». Пространство ее деяльности детерминировано существующей соц. структурой. Поведение, что не ограничено норм. установлениями, не поощряется. Индивид слит с родом, семьей, землей. НО Исключения сост. особые деяния выдающихся личностей (военные подвиги, жития святых). Они представлены как образцы моральных добродетелей. Важными качествами счит. мужество (буйство), отвага, челов. достоинство, а если речь идет о житии святых – жертвенность, милосердие (св. Ольга и Владимир), страстотерпие (св. Борис и Глеб), смиренномудрие. Агиография – особый литературный жанр – жизнеописания святых Если для язычничества ч-к – вещь среди вещей, то для хр-ва – малый космос, малый мир. В язычничестве не акцентировалась мор. ответственность (отсюда челов. жертвоприношения), в хр-ве духовность, моральность – одна из ключевых проблем. В летописях книжников отображены факты истор. бытия родной державы, причем в контексте истории всего мира. Так в «Повести временных лет» описывается история событий, что восходят к V ст.; их географ. границы охватывают мир от Британии на Западе до брахманов Индии, островитян Индонезии и китайцев на Востоке. Там описаны и события «вневременной» священной истории – создание мира в 6 дней, житие Адама и Евы, всемирный потоп, раздел земель меж сынами Ноя – Симом, Хамом, Афетом. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона: выделяются две э похи – - Ветхого Завета, когда отношения между людьми строились на принципах рабства, когда существовал «Закон» - Нового Завета: господствуют свобода, истина, «Благодать» Приобщение Руси к христ. миру знаменует наступление новой эпохи, эпохи Благодати, что начинает господствовать на просторах «земли Русской»: Апология нового и, в отличие от мифологии, вера в то, что соц. и моральный идеал воплотим в настоящем. «Спасение» - в крещении Руси. Этот акт трактуется как «усыновление» Богом ч-ка. О будущем речь практически не идет.
Произведения того времени оправдывают сущ-щую систему стратификации: «Моление Данила Заточника»: женам голова – муж, мужам – князь, князю – бог. Каждый ч-к должен занимать то место, которое ему определит Бог. Политика примирения богатых и бедных – в хр-ве принцип всепрощения
Светлые воспоминания о «золотом веке», свидетелем которого был Илларион, станут одной из центр. тем в более поздних работах, когда противоречия киево-русского общества усилятся, и на передний план выйдут вопросы патриотизма, сплочения, утраченного единства русских земель («Слово о полку Игореве»). Провиденциализм будет выступать в форме фатализма, соц. пессимизма. Постепенно утратится вера истор. перспективу; ч-к уже не будет считаться хозяином своей судьбы.
Как и западноевропейская, славянская соц.-филос. мысль средневековья имела теистическую окраску, но в отличие от первой, не была однозначно теологической: в ней не прослеживается замкнутость на христ. доктрине.
Феодализм, что пришел на смену рабовлад. строю, как считают некоторые ученые (в отличие от Маркса) не был шагом вперед в смысле развития продуктивных сил и производственных отношений. Для появления новых соц.- философских теорий это также был не самый благоприятный период и во многом даже шаг назад по сравнению с античностью. Сущ. мнение, что само христианство, к-рое с 325 г. стало гос. религией Римской империи, способствовало становлению феод. отношений. Монотеистическое хр-во подходило для императорского единовластия в полиэтнической римской державе. К тому ж оно предлагало у чение о свободе индивид. выбора и личной ответственности перед наивысшим неземным судьей: все равны перед богом и меж собою как созданные по его образу. Одним из известнейших авторов богословских трактатов того времени был Аврелий Августин,прозванный Блаженным (354 – 430). В своей работе «Про град Божий» он предлагает религ. разумение истории – провиденциализм. История – проявление воли Бога; только он определяет, спасется ч-к и мир, либо нет. Божественная благодать спасет немногих, другие же – греховное б-во – будут осуждены (страшный суд – эсхатология, греч. Eshatos – последний). Этапы развития общества уподоблял возрастным периодам жизни ч-ка: 1. Младенчество, раннее детство – от Адама и Евы до потопа 2. Детство – от потопа до Авраама 3. Отрочество – от Авраама до Давида 4. Юность – от Давида до Вавил. плена, когда Навуходоносор захватил Иерусалим и переселил всех иудеев, кроме бедноты, в Вавилон в 597 г. до н.е. 5. Зрелость – от вавил. плена до Рождества Христа 6. Старость – от пришествия Христа, возникновения хр-ва до Страшного суда.
Он первым рассм. историю как единый, закономерный и даже в опред. степени объективный процесс. ПОЗНАНИЕ МИРА зависит от божеств. озарения: человек не способен озаряться самостоятельно. Знание, что стан. наукой, распространяется лишь на мир вещей, а мудрость заключаетсяв познании божественного, духовного. Познание – синтез веры и разума Бог создает мир из идей, а вещи – это уже не совершенная идея, а что-то иное, более относительное. Это – зло в смысле ослабленного добра. Человек волен выбирать: добро или зло, но в силу своей матер. природы выбирает зло, впадает в грех. История – это противоборство двух общностей – земной и небесной; первые живут по людским законам и будут наказаны, другие – по божественным и будут приобщены к царству Божьему. Но в земной жизни им не суждено знать, к какой общности они принадлежат – своеобразный контроль за девиациями
На период развитого феодализма приходится жизнь и деят-ть выдающегося схоласта, «учителя церкви» Фомы Аквинского (1225 - 1274). Он проводил четкуюграницумежду верой и знанием. Следуя за Аристотелем, Ф.А. описывает Бога как первопричину и конечную цель сущего. Все, что существует – порядок, установленный Богом. Моральность – это уважение к природному порядку в личной и обществ. жизни.
12-13 ст. – это период, когда в культуре Е. появляются первые признаки Ренессанса, идейного возрождения перед ранними бурж. революциями.
В. началось в Италии, что было связ. с активным приростом торгового (этому способствовала морская торговля) и ростовщического капитала, развитием городов и ремесел. Как отмечал М.Вебер, именно в Италии уже в 14-15 ст. фактически сущ-ли кап. отношения. Они требовали вольнонаемного труда. Работники для мануфактур выкупались у феодалов. Увеличивался класс свободных граждан. Происходили изменения в массовом сознании: новые экон. отношения требовали самостоятельности, инициативы, предприимчивости. Сущ-щие религ. догмы этому мешали. Наметилась ориентация на культуру античности. Интерес вызывают проблемы: - гармонии между природой и ч-ком, гармоничного развития ч-ка как телесно-духовной субстанции, защиты его достоинства, права на земные и-сы; - равенства, свободы, справедливости как норм челов. взаимоотношений. Проповедуется культ знания, духовности, свободного труда. Теоцентризм сменяется антропоцентризмом.
Скепсис в отношении идеи божеств. происхождения общества и г-ва обуславливает развитие соц. философии, ф-фии права, политики.
Николо ди Бернардо Макиавелли (1469 – 1527) одним из первых в эпоху перехода к новой европ. истории пишет о том, общество развивается не по воле бога, а в силу естественных причин. В основе как человеческих действий, так и развития истории лежит материальный и нтерес. М. происходил из небогатой патрицианской семьи и не получил университетского образования, занимался самообразованием. Получил высокую должность в высшем исполнит. органе Флорент. республики; выполнял дипломатич. функции в пределах Италии и за границей. Когда М. был вынужден уйти в отставку, начал литературную д-сть (в 1512 г. Флорентийская республика перестает сущ-ть, была реставрирована власть семьи Медичи). 1513-1520:
«Князь» /«Государь», «Размышления о I декаде Тита Ливия», «История Флоренции».
Людской и-с проявляется в разных аспектах, но наиболее ярко – в желании людей сохранить свои могущество, собственность, приумножить их.
Интересы движут не только людьми, но и соц. группами: народом, грандами, которые отстаивают свои права. Лишь госуд. организация способна установить границы проявления челов. эгоизма, нормы общения. М. полагает, что гос-во – дело рук людских, законы – плод их разума и опыта. М. понимал, что религия – важна для людей, но он критикует моральный облик католических священников, который далек от идеалов раннего хр-ва. М.не считает, что нормой челов. поведения должны быть смиренность и пассивное умосозерцание – это не способствует жизненной активности. Католическая церковь внесла работы М. в Индекс запрещенных книг, хотя 5 томов истории Флоренции посвятил папе Клименту VII Медичи.
|