Если спросят тебя – кто ты? Говори: я - уста, глаза и уши закона, император закона, который присягнул не делать более того, что предусмотрено законом, только то, что он говорит».
Тираны нарушают закон, и это имеет трагические последствия. Их жизнь заканчивается несчастливо. Если король начнет ставить себя выше закона, то его королевство обречено на гибель. III часть: О сенате. Рассматривает роль Сената / Парламента. Критерий различия между хорошим королем и тираном – в их отношении к Парламенту. Сенат в условиях тирании похож на парламент. Это – никчемная толпа людей. Тиран не терпит на гос. должностях видающихся талантливых людей / конкурентов. Как правило, его подданные – карьеристы. У доброго короля Сенат играет значит. роль и в войне и в мире. Он сост. из талантливых людей. Между королем и сенатом должно быть согласие. Противоречия могут перерасти в ненависть, бунт, восстания, что гибельно для г-ва. Осн. задача государства - обеспечение счастья народа, важными человеческими достоинствами явл. патриотизм и служение державе.
Король должен заботиться о том, чтобы подданные его слушались добровольно. Для этого необходимы 2 условия: - чтобы он в первую очередь заботился о благе подданных; - чтобы был для них образцом мудрости, справедливости, мужества. Для морального прогресса общества важно образование граждан и их труд на благо общества. Тот король лучше сбережет отчизну, который будет иметь необходимое образование. О. подчеркивал необходимость реформы системы школьного образования. Поднимает вопросы демократизации церкви. Обращаясь к королю, спрашивает: опираясь на какой закон ты выбираешь епископа? И отвечает, что нет такого закона и в Писании про это тоже ничего не сказано. Это должна быть выборная должность. Благодаря разработке О. проблем государства и права его можно считатьпредшественникомтаких мыслителей, как Ж.Боден (1530-1596), Г.Гроцій (1583-1645), Т.Гоббс (1588-1679) Иван Вышенский (ок. 1550 – 1620) – представитель литературно-обличительного жанра, мыслитель. Родился в городке Судова Вишня (Львовская обл.). Получил образование в Острожской академии. Переселившись на Афон, постригся в монахи и вел аскетический образ жизни. Тем самым он демонстрировал возможность приведения жизненной позиции в соответствие воззрениями. В., с одной стороны, тяготеет к Реформации, критикуя как католицизм, так и современное ему православие. С др. стороны, защищает укр. духовную культуру от воздействий извне, которые отдаляют ее исконных греко-византийских и древнерусских идеалов. Это было чревато изоляцией от остального мира. Как и др. книжники, разделяет идею про возможность людей вступать в не посредственное общение с Богом. Противопоставляет бога и мир, бога и человека. Бог – абсолютная истина, творческая сила, объективная основа бытия. В самом человеке - 2 натуры – телесная и духовная, внешняя и внутренняя. Внутренняя – нетленная, наиболее важная. Сущность внутр. натуры проявляется в уме, внешней – в разуме / размышлении. Разум обслуживает светские науки как созданные внешним ч-ком. Разум – дикий, противоречивый, с его помощью ч-к может достичь лишь богатства, власти Настоящая сущность ч-ка – в его духовности. Достичь идеала духовности можно: - изучая священные тексты; - путем самопознания, углубления в свою внутр. природу, мор. совершенствования.
Этому также способствуют: уединение, отказ от всего мирского, в т.ч. родных и близких, жизнь в злыднях. Лишь тогда будет возможен акт одномоментной интуиции. Т.е. предлагается иррационально-мистический путь познания истины.
Духовный человек способен чувствовать умом, а не телом
Человек имеет «самовластие», свободу воли, то есть он волен выбирать – праведным или греховным путем идти. Победа духа над телом достигается через значительные усилия над собой, праведную жизнь Недооценка духовной чистоты, привязанность к материальному / богатству, власти, славе/ вредят как человеческой, так и социальной жизни, порождая тиранию, несправедливость, насилие, неравенство Накапливая богатство, человек делает других беднее. В. был идеологом бедных, как и проповедники раннего христианства. Предлагал вернуться к принципам соц. организации христ. общин (христ. социализм): имущество богатых следует продать и раздать деньги бедным.
Люди не могут быть равными в богатстве, а в бедности – наоборот.
Нужно придерживаться принципа СОБОРНОСТИ. Люди от природы равны между собой, и потому никто не имеет права вставать выше над другими.
|