Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Современные геополитические теории в США.





Представитель неоатлантизма американский ученный С. Хантингтон в своей работе «Столкновение цивилизаций и становление мирового порядка» (1996 г.) выдвинул спорный тезис: «столкновение между двумя мировыми цивилизациями в ХХI столетии приведет в войне и распаду мирового порядка». Он изложил свою доктрину неоатлантизма, в ее центре стоит проблема дальнейших отношений Суши и Моря, Запада и Востока. Западная идеология восторжествовала временно, что поднимет на поверхность глубинные культурные слои Востока. С. Хантингтон, в числе наиболее вероятных противников Запада видит Китай и исламские государства, прежде всего Ирак, Иран, Ливию, а не Россию или какие либо другие евразийские страны.

Представитель атлантистской линии в геополитике Д. Майниг в своей работе «Heartland и Rimland в евразийской истории» отмечает, что в геополитические критерии должны особо учитывать функциональную ориентацию населения и государства, а не только чисто географическое отнесение территории к Суше и Морю.

Американский геополитик Г. Киссинджер говорил о том, что политическая стратегия США состоит в объединении разрозненных «береговых зон» в одно целое, что позволит атлантистам получить полный контроль над Евразией и СССР, он предлагает действовать методом кнута и пряника: Вьетнаму – войну, Китаю – сотрудничество.

З. Бжезинский – американский политический деятель, профессор характеризовал соперничество между США и СССР как геополитическую борьбу за контроль над Евразией и миром. В своем труде «Великая шахматная доска» (1998 г.) он призывает выработать и принять новую комплексную, всеобъемлющую и долгосрочную геостратегию по отношению ко всей Евразии. США управляют главными геостратегическими фигурами на евразийской шахматной доске и расставляют их, а так же они руководят ключевыми геополитическими центрами Евразии, что имеет жизненно важное значение для длительной и стабильной ведущей роли Америки в мире.

Ф. Фукуяма - представитель нового мондиализма, американский социальный философ и политолог. В работе «Конец истории?» (1989 г.) он утверждал, что история идей, в сущности, закончилась, ибо мир признал либеральную демократию в качестве «окончательной формы правления». Его неомондиализм связывает «конец истории» и начало нового планетарного, существования человечества, где будут существовать «Рынок» и «Демократия»[191]. Ф. Фукуяма интегрирует мир в гармоническую единую машину. Все регионы земного шара начнут переструктурироваться, как электроны в атоме, ориентируясь на самые мощные экономические центры (ядра).

Представитель французской школы геополитики Ж. Аттали утверждал, что сейчас в мире наступила «эра денег», которые есть универсальный эталон любой ценности. На всей земле господствуют рыночные отношения, основанные не только на деньгах, но и на информационных технологиях, доминирует единый однородный мир, и оно строится на принципах «геоэкономики».Он считал, что никакие геополитические факторы не будут оказывать существенное влияние. «Геоэкономический» проект переустройства мира является промежуточным вариантом между атлантизмом и мондиализмом.

 

 

14.Концепция «столкновения цивилизаций»: критический анализ

концепция, выдвинутая известным американским политологом С.Хантингтоном. Он выступил с нашумевшей статьей "Столкновение цивилизаций" (1993), лейтмотивом которой стал тезис о том, что если XX столетие являлось веком столкновения идеологий, то XXI столетие станет веком столкновения цивилизаций или религий. При этом конец холодной войны рассматривается как исторический рубеж, разделяющий старый мир, где преобладали национальные противоречия, и новый мир, характеризуемый столкновением цивилизаций.

Основной тезис Хантингтона состоит в следующем: "В мире после холодной войны самые важные различия между народами - не идеологические, политические или экономические, а культурные". Люди начинают идентифицировать себя не с государством или нацией, а с более широким культурным образованием - цивилизацией, ибо цивилизационные различия, сложившиеся столетиями, "более фундаментальны, чем различия между политическими идеологиями и политическими режимами... Религия разделяет людей сильнее, чем этническая принадлежность. Человек может быть полуфранцузом и полуарабом и даже гражданином обеих этих стран (Франции и, скажем, Алжира - К.Г.). Куда сложнее быть полукатоликом и полумусульманином".

Хантингтон выделяет шесть современных цивилизаций - индуисткую, исламскую, японскую, православную, китайскую (sinic) и западную. В дополнение к ним он считает возможным говорить еще о двух цивилизациях - африканской и латиноамериканской. Облик нарождающегося мира, утверждает Хантингтон, будет определяться взаимодействием и столкновением этих цивилизаций. В наступающем веке именно они станут доминирующим фактором мировой политики. Это создает радикально иной по сравнению с прежним мировой порядок, в котором конфликты между различными цивилизациями преобладают над конфликтами внутри отдельно взятых цивилизаций. Эти рассуждения приводят к сакраментальному выводу: "Следующая мировая война, если она разразится, будет войной между цивилизациями", причем "самые значительные конфликты будущего развернутся вдоль линий разлома между цивилизациями".

По схеме Хантингтона, господству Запада приходит конец. На мировую арену выступают несколько незападных государств, которые отвергают западные ценности и отстаивают собственные ценности и нормы. Продолжающееся сокращение материального могущества Запада еще больше уменьшает притягательность западных ценностей. По мере объединения мира посредством рынков и средств коммуникации и с обесцениванием универсальных идеологических систем вроде марксизма-ленинизма и либерализма культурные ценнности и нормы, воплощенные в каждой цивилизации, приобретают растущую значимость в качестве источников личностной и политической идентификации.







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 1016. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.016 сек.) русская версия | украинская версия