В работах последнего генерала-фельдмаршала России Дмитрия Алексеевича Милютина геополитические идеи были похожи на вкрапления в военную географию и статистику – «Критическое исследование значения военной географии и военной статистики», 1846 г. Милютин Д.А. сформулировал следующие геополитические приоритеты России:
1. Основной противник России – Британская империя: а) России в Европе и на Ближнем Востоке необходим союз с Германией, Францией, направленный против Англии, б) через Туркестанский край занять исходные позиции, с которых угрожать Индии (Разместили в Мерве и Ташкенте казачьи полки).
2. Вытеснить из Европы Турцию и создать Балканскую конфедерацию под общим покровительством России.
3. Иран и Китай являются естественными союзниками России, нужно гарантировать безопасность. До 1917 г. в Иране находился русский воинский корпус. Но пока у нас шла гражданская война, в Иране резко выросло влияние Англии, далее отношения становились то более, то менее теплыми.
Семенов-Тян-Шанский в работе «О могущественном территориальном владении применительно к России» 1915г. сформулировал ряд и ныне актуальных геополитических идей.
Выделил исторически сложившиеся системы геополитического контроля над пространством
Кольцеобразная — появилась на Средиземноморье в незапамятные времена. Сухопутные владения державы-метрополии представляли собой кольцо, позволявшее контролировать внутреннее морское пространство. Замыкали в кольцо свои владения греки, карфагеняне, римляне, венецианцы, генуэзцы. Их примеру в XVII в. следовали шведы, в XIX в. так же делал Наполеон. Эта идея реализуется сейчас блоком НАТО в Атлантике.
Клочкообразная, или точечная,— порты, пункты, военные базы построены по морям и океанам стратегически важных географических точках планеты.
Континентальная — является таковой, если владения господствующей державы охватывают территорию «от моря до моря». Наибольшего успеха в ее создании добились русские и американцы. Семенов-Тян-Шанский отметил главный недостаток: растянутость территории, а также резкие перепады в степени построения центра и периферии– это прослеживается в России. Повлиять на силу периферии можно, создав в азиатских владениях культурно-экономические центры ускоренного развития: Урал, Алтай с горной частью Енисейской губернии, Горный Туркестан с Семиречьем, Кругобайкалье, увеличить плотность населения.
Евразийство – позиции на место России в истории и мировом пространстве
Главная тема евразийского движения — это утверждение самобытных законов российской истории и культуры.
Данилевский Николай Яковлевич (1822—1885). Человечество это стихия, которая в определенных точках складывается в формы. Эти формы есть культурно-исторический тип. Существовало 10 основных культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилонский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, германо-романский (европейский), американский, перуанский, славянский.
Законы развития культурно-исторических типов:
1. «Закон непередаваемости цивилизаций». Цивилизации не передаются, а воздействуют друг на друга посредством колонизации, прививки (ссылка на садоводческую практику), сравнения, которые принимаются к сведению, и одновременно могут усваиваться наименее национальные элементы чужой культуры.
2. Закон, устанавливающий зависимость культурно-исторического типа от разнообразия и уровня самостоятельности, входящих в его состав народов. Это делает необходимым политический союз родственных народов.
2. Закон краткости периодов цивилизации. (Как период цветения и плодоношения у цветка).
В развитии цивилизации Данилевский выделил четыре периода:
- Этнографический период (самый длительный, когда складывается национальный характер).
- Государственный период, когда народ строит государство.
- Период собственно цивилизации, самый короткий период плодоношения.
- Период естественного конца культуры, который протекает в двух формах: апатия самодовольства и апатия отчаяния.
12.Евразийство и неоевразийство: геополитические идеи
Евразийство — философско-политическое движение, получившее свое имя за ряд особенных положений, связанных с историей Евразии — уникального континента, возникшего на территории «центрального» домена Евразийского континента. В евразийстве России, как особому этнографическому миру, отводится «срединное» место между Европой и Азией.
Идеи евразийства, практически забытые ко второй половине XX века, были во многом воскрешены Львом Гумилевым и получили широкое распространение к началу XXI века. Гумилев в ряде книг, — «Этногенез и биосфера Земли», «Тысячелетие вокруг Каспия» и «От Руси к России», — используя евразийскую концепцию и дополняя её собственными разработками, формирует свою концепцию этногенеза, приводящую его к ряду выводов, среди которых для нас наибольшую важность имеют следующие: во-первых, любой этнос представляет собой общность людей, объединенную некоторым стереотипом поведения; во-вторых, этнос и его стереотип поведения формируются в конкретных географо-климатических условиях и остаются устойчивыми длительный период времени, сравнимый со временем существования этноса; в-третьих, суперэтнические целостности формируются на основе обобщенного стереотипа поведения, разделяемого представителями различных этносов единого суперэтноса; в-четвертых, стереотип поведения суперэтнической целостности представляет собой некоторый способ бытия, отвечающий определенным условиям существования.