Современные европейские геополитические теории
Современный атлантизм Развитие американской, чисто атлантистской линии в геополитике после 1945 года в основном представляло собой развитие тезисов Николаса Спикмена. Как сам он начал разработку своих теорий с коррекций Макиндера, так и его последователи, в основном, корректировали его собственные взгляды. Американец Сол Коен в книге “География и Политика в разделенном мире” предложил ввести в геополитический метод дополнительную классификацию, основанную на делении основных геополитических реальностей на “ядра” (nucleus) и “дисконтинуальные пояса”. С его точки зрения, каждый конкретный регион планеты может быть разложен на 4 геополитических составляющие: 1) внешняя морская (водная) среда, зависящая от торгового флота и портов; 2) континентальное ядро (nucleus), тождественное “Hinterland” (геополитическому термину, означающему “удаленные от побережья внутренние регионы”); [с.106] 3) дисконтинуальный пояс (береговые сектора, ориентированные либо внутрь континента, либо от него); 4) регионы, геополитически независимые от этого ансамбля”. Аэрократия и эфирократия Традиционная атлантистская геополитика, полагая в центре своей концепции Sea Power, является “геополитикой моря”. Глобальная стратегия, основанная на этой геополитике, привела Запад к установлению планетарного могущества. Но развитие техники привело к освоению воздушного пространства, что сделало актуальным разработку “геополитики воздуха”. В отличие от “геополитики моря”, законченной и вполне разработанной, полноценной “геополитики воздуха” не существует. Фактор воздухоплавания добавляется к общей геополитической картине. Но некоторые соотношения при актуализации воздушной среды и связанных с ней новых типов вооружений - стратегической авиации, межконтинентальных ракет и ядерного оружия - значительно изменились. Мондиализм Концепция “мондиализма” возникла задолго до окончательной победы Запада в холодной войне. Смысл мондиализма сводится к постулированию неизбежности полной планетарной интеграции, перехода от множественности государств, народов, наций и культур к униформному миру - One World. Истоки этой идеи можно разглядеть в некоторых утопических и хилиастических движениях, восходящих к Средневековью и, далее, к глубокой древности. В ее основе лежит представление, что в какой-то кульминационный момент истории произойдет собирание всех народов земли в едином Царстве, которое не будет более знать противоречий, трагедий, конфликтов и проблем, свойственных обычной земной истории. Помимо чисто [с.121] мистической версии мондиалистской утопии существовали и ее рационалистические версии, одной из которых можно считать учение о “Третьей Эре” позитивиста Огюста Конта или гуманистическую эсхатологию Лессинга. Теория конвергенции
|