Иррациональные геополитические концепции
И с чем мы придем к XXI веку? Сошедший с горящего неба – тепер повелитель земли. Конец и начало столетья мятежным живут человеком Пришествие Марса свободе грозит… М. Нострадамус О чем идет речь? Разве иррациональное изучают? Не будем торопиться. Во-первых, мы изучаем все основные концепции геополитики, во-вторых, рациональное и иррациональное в реальной жизни слишком сильно переплетено между собой, за частую представляя собою в результате такого переплетения нечто уже совершенно третье. А главное, в-третьих, что адептами (сторонниками) той или иной геополитической идеи могут являться громадные массы населения планеты Земля. И эти массы (а это ведь люди!) могут на какой-то момент, какое-то время в абсолютно реальной жизни, в абсолютно рациональной обстановке увлечься и руководствоваться иррациональным. И таким образом оказывать влияние на международные отношения… Так, например, известная символика НСДАП (германской нацистской партии Гитлера), ставшая символом претензии на мировое господство со стороны пан-германистов – свастика (мотыгообразный крест) известен в мировой цивилизации и как символ плодородия в индуизме и как полумистический позитивный символ жизни в Тибете. Но почему-то увидев этот символ мы меньше всего ассоциируем его с Индией и Тибетом? Из иной сферы. Бандунгская конференция 1955г. Рождение движения неприсоединения, величайшего по численности прогрессивного международного движения второй половины 20 в. III мир родился политически и решил не присоединяться ни к первому миру (Западу), ни ко второму (Востоку), публично объявив основой своей политики Панча Шила (санскрит), что означает пять принципов (пять общегуманистических жизнеутверждающих принципов религии индуизма). А подняли эти принципы отцы-основатели движения неприсоединения: мусульмане, христиане, атеисты, буддисты. А это как понимать?... Вообще-то элементы иррационального (более или менее значительны) присутствуют во многих геополитических концепциях (в тех, в которых существуют ссылки на религию). Принципиальная же разница в том, что наука основана на знании, религия же – на вере. Понимаем же мы проблему следующим образом: иррациональный геополитические концепции и взгляды есть реальность несмотря на отсутствие рациональной (разумной, логичной) аргументации и будут реальностью до тех пор пока не начнем в них также разбираться также как во всем остальном с общенаучных позиций. Иррациональными же (недоказуемыми) они были и останутся. Как представляется иррациональная концепция, можно разделить примерно на следующие группы: 1. Религиозные и квазирелигиозные. Здесь используются лексикон, терминология принятые в той или иной известной конфессии с вполне прогнозируемыми геополитическими выводами и построениями. 2. Фантастические концепции. Мышление авторов само является самоаргументирующим, условно говоря не научно-фантастическим. 3. Мистические, сверхъестественные (оккультные) 4. Ну, и наконец комбинации трех выше названых. Используемая терминология крайне многозначительна и туманна: - Космос; - Эгрегор; - Темные силы; - Светлые силы; - Потусторонние миры; - Параллельные миры; - Инферно и инфернальные; - Мир смерти, мир жизни; - Знаки зодиака; - Полный набор богов и антибогов, из всех существующих, и всех забытых религий и т.п. (лучше всего в самых неожиданных комбинациях). Пример, «Россия – страна Водолея, а значит…» etc. Сегодня в странах СНГ, согласно официальной статистики, работает менее 1 тыс. профессиональных астрономов и свыше 25 тыс. профессиональных астрологов… Проблемы и вопросы для аналитики: 1. В чем принципиальное различие рациональных и иррациональных концепций? 2. Назовите известные Вам примеры иррационального подхода к вопросам геополитики. 3. Приведите примеры реализации иррациональных идей в рациональном мире. 4. В чем опасность иррационального подхода в геополитике и какие главные пути борьбы с ним существуют?
|