Особенность геополитического положения Крыма, историческое время которого насчитывает более 2,5 тысяч лет, определялась общностью судьбы с мировыми евразийскими государствами и империями. Среди них выделялись Афинский морской союз, империя Александра Македонского, Римская и Византийская империи, Тюркский и Хазарский каганаты. Затем эстафету приняли Монгольская империя (Золотая Орда), Киевская Русь и Великое княжество Литовское, Османская и Российская империи. Свыше пяти столетий Таврида развивалась под влиянием культуры Древней Эллады, более трех веков — Древнего Рима, тысячелетие — Византии, около трехсот лет — под покровом Османской империи и двести лет — Российской/Советской империи. Здесь оставили свой след Херсонес и другие города-государства, Скифия и Боспорское царство, генуэзские города-колонии с черноморской столицей в Кафе (Феодосии), княжество Феодоро и Крымское ханство, для которых Таврида стала месторазвитием культур.
В середине ХV века в очередной раз меняется геополитическая и геоэкономическая обстановка в Черноморье. В 1443 г. при поддержке Великого княжества Литовского было создано независимое Крымское ханство. В 1453 г. после взятия Константинополя и падения Византийской империи, турки-османы на два столетия «закрывают» европейскую торговлю в Черноморье. В 1475 г. генуэзские колонии в Крыму захвачены и разгромлены Османской империей и её вассалом Крымским ханством, а Южный берег Крыма вошел в личные владения турецкого султана.
Согласно Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года Крымское ханство объявлено независимым от Турции, а Россия получила во владения Керчь, крепость Еникале и выход к Черному морю. В 1783 г. последний хан из рода Гиреев подписывает отречение от престола и покидает Бахчисарай. По Ясскому миру 1791 года произошло окончательное присоединение Крыма к России.
В дальнейшем неоднократно менялось политико-административное устройство Крыма: губерния, национальная автономия, административная область и территориальная автономия. В период гражданской войны здесь провозглашались Крымско-татарское национальное правительство (1917 –1918), Крымское краевое правительство белых (1918), Советская социалистическая республика Таврида (1918) и Крымская ССР (1919), правительство Юга России (1920).
В годы советской власти в Тавриде при существующей Крымской АССР предпринимались попытки реализации проектов еврейской и немецкой автономий. В 1923 г. появилась идея создания в Крыму еврейской автономии в обмен на международную экономическую помощь. Один из проектов предполагал создание автономии, включающей кроме Северного Крыма, украинское Приазовье и российское Причерноморье до Абхазии. В 1928 г. Крымская АССР наряду с Дальневосточным краем становится основной базой еврейского переселения. Это вызвало обострение этнонациональной обстановки в Крыму в связи с остротой земельного вопроса. Кремль ответил репрессиями в отношении татарских лидеров и ограничился созданием двух еврейских и двух немецких национальных районов. Во время Второй мировой войны вновь была реанимирована идея создания еврейской автономии в обмен на американскую финансовую помощь в восстановлении разрушенного войной советской экономики. Проект «Крымской Калифорнии» отличался масштабностью и предусматривал создание Еврейской Советской Социалистической Республики на всей территории полуострова. Этому способствовала ликвидация Крымской ССР и принудительная депортация крымских татар, немцев, армян, болгар и греков. В дальнейшем Москва выступила в поддержку создания государства Израиль на Ближнем Востоке и крымский проект остался не осуществленным.
В 1954 г. в период борьбы за власть перед ХХ съездом КПСС Крым передается Украинской ССР, а с 1992 г. является суверенной территорией Украины на правах автономии.
За многовековую историю Крым неоднократно был рубежом вражды и мира. Военно-стратегическое положение превратило Крым в арену геополитических, этнонациональных и этноконфессиональных конфликтов, в полигон выяснения отношений между странами, разрешения вопросов евразийской и мировой политики. За последние полтора века Крым трижды был эпицентром военных конфликтов (Восточная, гражданская и Великая Отечественная войны). На Ялтинской конференции 1945 года здесь были заложены основы нового мирового порядка и принципы ООН, включая принцип незыблемости границ. Этот мировой порядок, уходящий в историю, ныне оказался неспособен разрешить многочисленные этнонациональные и этноконфессиональные конфликты. В Крыму истоки православия на Руси, приобщения её к высокой Византийской культуре. Крымская военная компания ускорила проведение Великих российских реформ Х1Х века. Российский Крым никогда не знал крепостного права.
Геоэкономическое положение Крыма менялось под воздействием геополитической обстановки и направлений мировых торговых коммуникаций. Великий Шелковый путь и другие коммуникации с Востока на Запад и из «варяг в греки», пересекаясь в Черноморье, создавали особые выгоды для транзитной торговли. В Тавриде сходились Дунайский и Волжско-Донской торговые пути, здесь проходила дорога за три моря в Индию.
На протяжении тысячелетий главной экономической функцией Крыма в многомерном коммуникационном пространстве Евразии была свободная торговля. На рубежах античной, генуэзской и степных культур на берегах Тавриды возникали вольные торговые города. Казалось бы не составляло труда кочевым народам сбросить в море их обитателей. Но это была бы пиррова победа. С появлением пепелища исчезал товарный рынок, а значит путь к взаимообогащению культур.
За двухсотлетнее вхождение полуострова в российское геополитическое и геоэкономическое пространство коммуникационный узел свободной торговли был разрушен, а Крым превращен в военно-морской форпост империи. Из-за вечной российской проблемы (плохих дорог) и ограниченности связей с внутренним рынком не удалось поднять торговую значимость крымских городов. Российская империя на два века «закрыла» один из евразийских узлов транзитной торговли. В Крыму вблизи руин вольного Херсонеса, откуда самый короткий путь к Босфору, была создана крупнейшая военно-морская база, а южными торговыми воротами империи стала Одесса, правопреемница торговых функций Крыма. Именно тогда наступил «звездный час» Одессы, где создание преференциального режима (порто-франко) в контексте изменившейся геополитической обстановки в Евразии способствовало формированию нового центра черноморской торговли Российской империи.
Крым — этноконфессиональный микрокосмос. Здесь около 988 г. киевский князь Владимир принял крещение, что способствовало приобщению Руси к высокой Византийской культуре. В XIII – XV вв. в юго-западном Крыму получает развитие политически автономное княжество Феодоро, пестрое по этническому составу (аланы, греки, караимы, потомки крымских готов и др.). Этот микрокосмос являлся сплавом местных и византийско-греко-христианских традиций в противовес генуэзцам-католикам и мусульманам. Важной предпосылкой создания княжества стал религиозный конфликт между иконоборцами и иконопочитателями, часть которых бежала из Византии в Тавриду. Таким образом, в Крыму сфокусировались в миниатюре не только раскол православия, противостояние католического Запада и мусульманского Востока, но и вырабатывалась конфессиональная терпимость.
Этноконфессиональный конфликт явился одной из причин Восточной войны, эпицентром которой была Крымская компания 1855 –1856 гг. Россия, утратившая геополитические позиции на Балканах и Ближнем Востоке, приняла попытки укрепления православия в Святых местах Иерусалима и Вифлеема, что вызвало протест Запада. Формальным поводом послужил франко-русский религиозный конфликт.
Крым — своеобразный исторический этнический котел, в котором зарождались и ассимилировались народы. Еще в античных источниках отмечается факт смешения народностей, что нашло отражение в терминах «скифотавры и «тавроскифы». Тесное общение скифов с греками способствовало варваризации эллинистической культуры. В результате комплиментарных отношений на евразийских рубежах Таврида явила миру своеобразные и неповторимые греко-скифскую и греко-сарматскую культуры. Влияние более высокой античной и местной скифско-сарматской культуры ускорило развитие крымских готов.
Таврида — месторазвитие крымских татар, адаптированных к вскормившим их ландшафтам и выработавших экологически сбалансированное отношение человека и природы. Под покровом Османской империи, правопреемницы Византии, прошел золотой век культуры крымскотатарского народа, превратившего родину в цветущие сады и виноградники.
Российская/Советская империя на протяжении полутора веков от Екатерины до Сталина осуществила крупномасштабную депортацию крымских татар и других местных народов (греков, армян, болгар, немцев). Их исход подорвал фундамент местной экономики. Лишившись большинства торгового и земледельческого населения, адаптированного к местным условиям, Крым пришел в запустение. Русские и другие мигранты, принесли чуждые традиции земледелия, жаловались администрации, что плохо растет «картоха».
Крым — это уникальные ландшафтные рубежи, каждый из которых заселялся и осваивался с учетом этнических культурно-исторических традиций. Одни народы осваивали степь, другие — горы, третьи — морские побережья. На юге полуострова, от мыса Фиолент на западе до Феодосии на востоке, тянутся невысокие горы, в которых отчетливо выделяется три гряды: самая высокая Главная и две предгорных — Внутренняя и Внешняя, с их пологими северными склонами и крутыми южными, создающими куэстовый рельеф.
Северные склоны Внешней гряды заняты лесостепью, где лето менее знойное, чем в степи. Крымская лесостепь стала местообитанием древнего человека, здесь сосредоточены крупные города прошлого и настоящего, в том числе столицы Скифии (Неаполь), Крымского ханства (Солхата или Крым, Бахчисарай) и автономной Республики Крым (Симферополь).
Внутренняя горная гряда с наличием труднодоступных плато (столовых гор с круто обрывающимися южными склонами) и водных источников служила в прошлом идеальным местом для создания оборонительных сооружений. Не случайно, в юго-западном нагорье в прошлом существовал этнический микрокосмос. В античности здесь обитали тавры, а в средневековье возникли и расцвели «пещерные» города и монастыри, княжество Феодоро.
Вдоль моря тянется самая южная и высокая Главная горная гряда, которая отступая от моря, образует живописные ландшафты Южного берега. Выше покрытых лесом гор расположены яйлинские нагорья с богатыми лесными пастбищами. На рубежах суши и моря оставили свой след античная, (эллино-римская), византийская, христианская (романо-германская и православная) и мусульманская культуры. В Российской/Советской империи здесь создаются крупнейшая курортно-рекреационная зона и летние резиденции царей, генеральных секретарей, первого и последнего президента. На западных и восточных окраинах Главной горной гряды в природной контактной зоне море — горы — степь с удобными сухопутными подходами, расположены крупные торговые города античности и средневековья — Херсонес и Кафа.
Своеобразие Крыму придают ландшафтно-этнокультурные рубежи. Неброский киммерийский ландшафт Восточного Крыма, опаленная солнцем неуютная земля воспета в местной пейзажной школе, отразившей межэтнический сплав, гармонию человека и природы: армянин Айвазовский, грек Куинджи, польско-русские корни Богаевского, немец Феслер, итальянец Лагорио, абхазец Шервашидзе, армяно-английско-греческие корни Гагри. Киммерийская земля прославлена писателями и поэтами-маргиналами. Предками Макса Волошина по отцовской линии были запорожские казаки, а по материнской — обрусевшие немцы. У Александра Грина — польские корни. В местных родословных прослеживается связь времен. У жены художника Богаевского Жозефины Дуранте родословная брала начало от отдаленных потомков генуэзских консулов в Кафе, а по семейному преданию — от великого Данте. Центрами общественной и интеллектуальной жизни Киммерии являлись Феодосия, Судак, Старый Крым и Коктебель. Феномен Киммерии, также как Флоренции и Одессы, обусловлен рядом факторов. Свободная торговля в сочетании с этнокультурными и ландшафтными рубежами способствовала становлению талантов.