Веберовская теория рационализации
Типология социального действия лежит в основе дальнейших теоретических построений Вебера. Согласно Веберу, общества исторически различаются по доминирующему типу социального действия, соответственно – по доминирующему типу легитимности. Общее направление исторической эволюции и главная тенденция современного развития западного общества – рационализация. Более того, в этот всемирно-исторический процесс вслед за Западом вовлекаются и другие - неевропейские цивилизации. Концепция рационализации – ядро социологической теории Вебера. Основа рационализации – расширение сферы целерационального действия. Это основной тип социального действия в современном обществе в отличие от традиционного общества, где доминировали ценностно-рациональное и традиционное действие.
«Одной из существенных компонент «рационализации» действия является замена внутренней приверженности привычным нравам и обычаям планомерным приспособлением к соображениям интереса. Конечно, этот процесс не исчерпывается понятия «рационализации» действия. Ибо последняя может протекать, кроме того, позитивно – в направлении сознательной ценностной рационализации, а негативно - не столько за счет разрушения нравов, но также за счет вытеснения аффективного действия и, наконец, за счет вытеснения также и ценностно-рационального поведения в пользу чисто целерационального, при котором уже не верят в ценности». Социальные структуры современного общества обеспечивают возможность максимально рационального поведения индивида. Это рациональное правовое государство, обеспечивающее легальный тип политического господства. Это рациональная бюрократия, обеспечивающая переход от управления, основанного на личной зависимости, к управлению, основанному на формальных, безличных отношениях и осуществляемому по общим безличным правилам. Капитализм – это, по Веберу, особый способ ведения хозяйства. «Сочетание стремления к прибыли с рациональной дисциплиной – вот исторически индивидуальная черта западного капитализма». Важнейшей отличительной особенностью этого общества Вебер считает господство формальнойрациональности.
«Формальная рациональность хозяйства определяется мерой технически для него возможного и действительно применяемого им расчета. Напротив, материальная рациональность характеризуется степенью, в какой снабжение определенной группы людей жизненными благами осуществляется путем экономически ориентированного социального действия с точки зрения определенных…ценностных постулатов…»
Иными словами, капиталистическая экономика служит целям, ею же самой определяемым, а не задаваемым извне, при помощи каких-либо «ценностных постулатов», руководствуется исключительно количественными критериями и принципами, безразличными к реальным общественным потребностям, которые становятся лишь средством, необходимым для нормального функционирования капиталистической экономики. Формальная рациональность становится принципом, которому постепенно подчиняется не только хозяйственная жизнь, но и все стороны жизнедеятельности современного западного общества. Рационализация, которую Вебер рассматривает не как историческую закономерность, а как «судьбу» Запада, есть результат «уникальной констелляции» ряда исторических факторов, которые были «синтезированы» протестантизмом и привели к возникновению общества, которого не знала история. Главным же источником и основанием всего процесса рационализации является, по Веберу, культурная, духовная рационализация, происходящая на основе рациональной религии – протестантизма, которая задает новые смыслы человеческой деятельности.
|