Типы легитимности
Устойчивость общественного порядка может иметь различный смысл для людей, различную интерпретацию. Вебер выделяет три типа легитимности (лидерства, режима, социального порядка): 1) рациональный, основанный на рациональном признании правильности, законности; 2) традиционный – основанный на вере в правомерность и даже священность; 3) харизматический – основанный на чрезвычайно сильном личностном влиянии (харизма – божий дар).
В любом случае устойчивость общественного порядка коренится в устойчивости его интерпретации. Наиболее сильной легитимирующей силой обладает харизматический тип лидерства. Однако он же является и наиболее кратковременным, востребованным только в специфические – кризисные периоды развития общества. Затем происходит то, что Вебер называл «рутинизацией харизмы». Прорыв сквозь общественное устройство возможен только через прорыв сквозь общепринятую интерпретацию. «Образ короля рушится раньше, чем его трон». Выйти за рамки общепринятой интерпретации крайне сложно. Именно эту разрушительную и одновременно созидательную функцию Вебер отводит харизматическому лидеру. Харизмой обладают герои, великие полководцы, маги, пророки и провидцы, выдающиеся политики, гениальные художники: основатели мировых религий – Будда, Иисус, Магомет, великие завоеватели – Александр, Цезарь, Наполеон, основатели государств – Солон и Ликург и т.п.. Харизматик ниспровергает установленный порядок именем некоей высшей власти, данной ему свыше, заменяя старые смыслы новыми и переопределяя ситуацию (по схеме «сказано…, а я говорю…»). Сейчас это не единственный механизм ниспровержения старого порядка. Однако внешним действиям против него всегда предшествует внутренний распад легитимности. Поэтому и сейчас масштабные социальные преобразования осуществляются при участии харизматической личности того или иного масштаба (Сталин, Гитлер, Ельцин). По выражению современного французского социолога П. Бурдье, современные революции – это прежде всего «символические революции», которые как прежде, так и сейчас не происходят без харизматика.
|