Студопедия — Об этических основах капитализма.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Об этических основах капитализма.






 

Именно с этим связан так называемый «веберовский ренессанс» в западной социологии 70-х годов, после того, как в конце 60-х «новые левые» поставили под вопрос фундаментальные этические ценности западной цивилизации и выступили с проектом контркультуры, в принципе исключавшей этику достижительства, личной ответственности и частной инициативы, т.е. посягнули на то, что со времен Вебера считается духом не только капитализма, но и всей западной цивилизации.

С этим связан также веберовский ренессанс и в нашей стране в начале 90-х, когда потерпела крах объективистская стратегия реформирования России и выяснилось, что вне сферы социально-нормативного регулирования оказалась новая сфера деятельности – предпринимательство. Российский предпринимательский этос вырос главным образом из «тени» - номенклатурной и криминальной, с соответствующими ценностями и нормами, которые обществом не принимаются как легитимные, а значит, не получают социальной и культурной санкции. Поиск путей сопряжения экономического и этического в российском предпринимательстве остается одной из острейших социокультурных проблем.

Как показывает исторический опыт, веберовское решение данной проблемы в лучшем случае устарело (а точнее - было принципиально неверным). Протестантизм оказался отнюдь не единственным и даже не уникальным культурным основанием капитализма, более широко – модернизационных процессов. И здесь значительный интерес имеет сопоставление этических оснований не только различных социокультурных вариантов капитализма (например, западного и японского, китайского), но и хозяйственной этики капитализма и социализма как двух исторических вариантов модернизации.

Хозяйственная этика социализма и протестантская этика имели много принципиально общих черт. Это и трудоцентризм – социалистическая идеология придавала сакральный смысл труду на благо общества; это и аскеза – ограничение мотивации личного и семейного потребления в качестве достойного (этического) поведения. Обе этические системы при помощи различных (имевшихся в их распоряжении) средств выполнили востребованные временем исторические функции – трудовой мобилизации и производственного накопления, и таким образом стали эффективными культурными инструментами процесса модернизации.

Однако не устарела принципиальная постановка Вебером проблемы социокультурных оснований предпринимательской деятельности как механизма социального контроля над бизнесом. Европе понадобилось 200 лет, чтобы цивилизовать и социализировать буржуа, внушить ему минимум социальной ответственности. Российские (и не только) рыночные реформы, осуществлявшиеся в форме вестернизации под лозунгом «свободы предпринимательства», напрямую обращались к эгоистическому «экономическому человеку», минуя национальные культурные институты и нормы, более того – разрушая эти институты и нормы, те императивы культуры, которые способны задать этические ограничения предпринимательской активности. Поэтому продуктом таких реформ оказывается социальный и культурный маргинал, живущий вне каких бы то ни было норм, общая варваризация, нравственное одичание общества, криминальная революция.

Культурный кризис 60-70-х гг. на Западе положил начало принципиальному повороту – этической архаизации капитализма. Такому повороту способствовал и переход от продуктивного хозяйства и трудовой этики к виртуальному миру «информационной экономики» глобальных финансовых спекуляций. В этом мире происходит дискредитация здоровой социальной и трудовой морали, возрождаются архаические типы пирата и авантюриста, ростовщика и менялы, рекетира и обманщика. Мир западного модерна пошел как бы в обратный путь – от производительной к спекулятивно-распределительной экономике. Поэтому вновь стал вопрос о необходимости новой духовной реформации.

Все более глубокие сомнения вызывает и оценка, данная Вебером этическому перевороту, осуществленному протестантизмом, и в целом роли протестантизма в генезисе капитализма. В связи с этим полезно вернуться к известной дискуссии М. Вебера и его современника В. Зомбарта (1863 – 1941), высказывавших прямо противоположные мнения относительно влияния протестантизма на становление «капиталистического духа», а также относительно самого «духа капитализма», сущность которого Зомбарт, в отличие от Вебера, видел в примитивной жажде наживы, на службу которой поставлено бюрократическое государство, высочайший рационализм организации хозяйственной деятельности, новейшие достижения науки и техники.

Полезно обратиться и к современным оценкам осуществленного протестантизмом культурного переворота. (см. И. Валлерстайн. «Конец знакомого мира.»)







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 754. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия