Социология религии. Дюркгейм предложил принципиально новый – радикально- функционалистский подход к религии
Дюркгейм предложил принципиально новый – радикально- функционалистский подход к религии. («Элементарные формы религиозной жизни», 1912 г.) Суть его можно резюмировать вкратце следующим образом. Религия – социальный феномен, который неразрывно связан с основами человеческого существования. Это – продукт общества (социальный факт), а не индивидуального сознания (индивидуального заблуждения). Религия есть форма осознания и средство упрочения социального единства. Она придает сакральный (священный) статус ценностно-нормативным представлениям, объединяющим данную общность. «Там, где сильное убеждение разделяется группой людей, оно неизбежно принимает религиозный характер». Ритуалы есть средство приобщения индивида к коллективной жизни, установления связи между индивидом и обществом. Социальное ядро религии (ее социальная функция) – вечно и неизменно, когнитивное содержание (способ понимания реальности) меняется – «старые боги» умирают, на смену им приходят новые. Поскольку источник религии социальный, она не зависит от существования или несуществования Бога. Задача социологии – анализировать социальную роль религии; религиозные представления здесь не рассматриваются с точки зрения их истинности, а лишь как особая символизация реальности. Таким образом, у Дюркгейма вопрос о религии – это вопрос о сохранении стабильности, поддержании институциализированных образцов действия. Однако его справедливо критиковали за слишком широкое толкование религии («понятия религии и социума, вообще говоря, тождественны»), которое распространяется и на нерелигиозные феномены, такие как классовые, национальные идеологии, которые нередко называют квазирелигиями. Вывод
Таким образом, Э. Дюркгейм первым последовательно обосновал особенности предмета и метода социологии как эмпирической (позитивной) науки. Его социология стала основой объективистского направления в социологической теории и методологии, которое, по выражению Л.Г. Ионина, «на всем протяжении ХХ столетия не только составило мейнстрим социологической мысли, но и обрело черты чего-то вроде социологического здравого смысла – неэксплицируемой, да и не нуждающейся в экспликации, часто просто не осознаваемой идеологии, лежащей в основе всякого эмпирического социального исследования.» (стр. 52). Разработанная Дюркгеймом нормативно-функциональная модель социальной системы господствовала в социологии вплоть до второй половины ХХ века. Именно в ее рамках развивалось большинство макросоциологических подходов. Однако практически одновременно формировались альтернативные дюркгеймовскому объектививзму и позитивизму подходы, исходившие из принципиально иного представления о природе социальной реальности. Именно такие подходы возобладали в социологии второй половины ХХ века. Новый вариант социологической теории и методологии – субъективистской, антипозитивистской – формировался в работах Макса Вебера и Георга Зиммеля.
|