С. Хантингтон 259
В защиту своей позиции Хантингтон привел целый ряд фактов и тенденций современной политики, среди них: ♦ растущая напряженность боевых действий между хорватами (Запад), боснийцами (мусульманская цивилизация) и сербами (православная цивилизация); ♦ интенсификация военного противостояния между армянами (тяготеющими к православной цивилизации) и азербайджанцами-мусульманами; ♦ столкновения между российскими войсками и моджахедами в Центральной Азии (Таджикистан); ♦ призыв президента Ирана к союзу с Индией и Китаем; ♦ провозглашение министерством обороны США новой стратегии подготовки к двум региональным конфликтам (с Северной Кореей, Ираном и Ираком); ♦ бомбардировка Ирака США почти единодушно была поддержана западными странами и осуждена мусульманскими; ♦ новое германское законодательство резко сократило допуск эмигрантов; ♦ вероятное вступление в НАТО Польши, Венгрии, Чехии и Словакии. В 1996 г. С. Хантингтон подготовил и издал книгу: «Столкновение цивилизаций и перестройка мирового порядка» (The clash civilization and the remaking of world order). В ней более чем на пятистах страницах изложено современное состояние «мира цивилизаций»; изменение соотношения сил в цивилизационной борьбе, заключающееся, по мнению автора, в постепенном и неуклонном упадке Запада и возвышении таких цивилизаций, как конфуцианская (в книге она названа китайской) и исламская; в возникновении нового цивилизационного порядка; в возможностях цивилизационных конфликтов, в первую очередь между Западом и остальными цивилизациями, и, наконец, проанализировано будущее цивилизаций. Главной предпосылкой, основой каждой цивилизации Хантингтон считает культуру и различные виды культурной идентификации, которые в современном мире, сложившемся после холодной войны, играют главную роль в установлении сплоченности и в разграничении людей, определяют модели конфликтов. Изучению следствий, вытекающих из этой гипотезы, Хантингтон посвятил пять частей своего исследования. В части I он приходит к выводу, что впервые в ис-
|