Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 11. Современная европейская геополитика. же период совместно с В. М




же период совместно с В. М. Баултером руководил Королевским институтом международных отношений (в просторечии — «Чатем-Хаус»), одной из главных задач которого было составление ежегодных обзоров политических событий в мире (знаменитых A survey of international affairs), выходивших вплоть до 1965 г. Ученый также читал циклы лекций в Америке (Гарвардский, Принстонский университеты) и Канаде (Торонтский университет, Канадский институт международных отношений), публиковал статьи в таких известных американских журналах, как «Форин афферз», «Интернэшнл афферз», «Атлантик мансли», «Харсперз мэгэзин». Он был участником двух парижских конференций (1919 и 1945), подведших итоги Первой и Второй мировых войн.

Тойнби никогда не порывал с научно-исследовательской деятельностью. Мировую известность принесла ему двенадцатитомная работа «Постижение истории» (вышедшая на русском языке в 1990 г. книга представляет собой сборник, составленный по материалам первых семи томов), которой он посвятил почти тридцать лет (1934-1961). Постижение истории (A study of history иногда переводят как «Изучение истории»), по Тойнби, — это переосмысление процесса развития человечества в духе цивилизационного подхода. Здесь очевидно влияние О. Шпенглера, книга которого «Закат Европы» вышла за полтора десятилетия до этого и еще продолжала оказывать воздействие на многие умы. Поэтому одной из главных задач, поставленных Тойнби в начале исследования, было доказательство ложности концепции «единства цивилизации» и создание теории множества одновременно существующих цивилизаций. На этом пути он сразу столкнулся с той трудностью, что западное общество должно представлять собой не доминирующую цивилизацию, а одну из многих, отличающуюся теми или иными признаками от других цивилизаций. Тойнби отказался от позиции евроцентризма, признав одновременное существование сразу многих развитых и отличающихся друг от друга культур, а также наличие такого культурно-цивилизационного разнообразия и в прошлой истории человечества. Таким образом, исследование истории велось с позиций полицентризма и цивилизационной автономии.

Тойнби классифицировал реально существующие и исчезнувшие сообщества людей и подвергал их сравнительному анализу и культурной идентификации. В результате им было выделено девятнадцать типологических структур или обществ, генезис (зарождение), рост, надлом и распад которых и составляют историю человечества. Пер-







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 120. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2020 год . (0.002 сек.) русская версия | украинская версия