П. Тейлор 301
Китая, вынужденного платить за экономический рост гуманитарными издержками, и России, вставшей на путь интеграции в глобальное пространство, которая протекает в весьма сложных условиях. Но все же именно городская Европа как социокультурное целое находится в центре исследования Кастелза. По мнению Кастелза, Европе на рубеже тысячелетий свойственны следующие тенденции: ♦ кризис идентичности горожан, связанный с ослаблением роли государства-нации, и усиление роли города; ♦ приток иммигрантов из развивающихся стран, вызывающий ксенофобию горожан; ♦ рост социальных движений, в первую очередь экологического и движения за права женщин; ♦ наполнение городов маргиналами, проживающими либо в специально предусмотренных гетто, либо на виду, на улицах города. Таким образом, Кастелз характеризует современный европейский город как информационный (в связи с концентрацией информационных ресурсов и необходимой инфраструктуры), глобальный (узловой центр глобального пространства потоков благодаря транспортной и другим видам инфраструктур) и дуалистичный (т. е. город во всей его противоречивости, где жизнь информационно-технократической элиты деловых центров соседствует с жизнью добропорядочных обывателей пригородов и «гетто», населенных маргиналами). Вместе с тем современная городская европейская цивилизация формируется на основе традиций эпохи городского Средневековья, когда принадлежность к городу играла большую роль, чем национальная идентификация. Преодоление кризиса идентичности Кастелз связывает с активным участием граждан в структурах местного управления и межгосударственном взаимодействии этих структур. Итак, концепция Кастелза включает в себя и глобальный геополитический уровень, и регионально-локальную геополитику городских агломераций. Проблемы, поднимаемые Кастелзом, так или иначе связаны с противоречиями пространства потоков и пространства мест и поиском путей если не разрешения этих противоречий, то адаптации к ним граждан.
|