Глава 15. ТРАДИЦИИ И ГЕОПОЛИТИКА СТРАН АФРИКИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
• Север и Юг: два мира • Африка как два субконтинента • Африка — «кипящий континент» • Латинская Америка: история и современность • Россия и Латинская Америка: общее и особенное · • Начало новой эры
История наложила характерный отпечаток на традиции и геополитику стран Африки и Латинской Америки. Анализируя геополитические (региональные и субрегиональные) процессы, протекающие на этих континентах, важно не упускать из вида время Великих географических открытий, многовековую историю колонизации и ее последствия, в частности искусственно созданные границы после «ухода» англичан, французов, бельгийцев, испанцев, итальянцев, страшную нищету, безграмотность и другие социальные болезни, оставленные цивилизованными поработителями. Нельзя забывать также, что колонизаторы, уходя, в некотором роде оставались, привязывая к метрополиям население бывших колоний и доминионов не силой оружия, а пуповиной финансового, политического, технологического и информационного закабаления. 15.1. Север и Юг: два мира Геополитика наших дней под Севером понимает всю совокупность западной цивилизации, где главное внимание уделяется материальной, экономической стороне жизни. Север богат прежде всего потому, что строит всю свою жизнь, общественную систему на принципе максимальной выгоды, которую можно получить путем эксплуатации всех ресурсов (природных, экономических, финансовых, людских и пр.). Очень обстоятельно эта проблема рассмотрена в работе М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», а тема «Места физических рас» развита в трудах Ю. Эволы. Мы говорим об этих источниках потому, что успехи Севера в материальной сфере (сегодня в США, странах ЕС и Японии создается почти 2/3 мирового валового продукта) возведены некоторыми западными учеными не только в политический, но и в расовый принцип. В таких странах, как Англия, США, Германия, нередко говорят и пишут о недоразвитости, варварстве, недочеловечности представителей южного гондванического типа (по названию гигантского суперконтинента Гондвана, существовавшего в палеозойскую и мезозойскую эры в Южном полушарии и включавшего части современных Южной Америки, Азии, Африки, Австралии и, возможно, Антарктиды). Человек Севера у них — это человек, выделяющий энергию, потоки созидания, силы и мудрости. Это признак нордизма. Подмена категорий сакральной географии категориями материальными или техническими была самой вульгарной, негативной стороной национал-социализма, а сейчас — различных течений мондиализма и атлантизма. Своеобразно рассматривает эту проблему А. Дугин. Он пишет: «Сущность Севера в сакральной географии — это примат духа над материей, окончательная и тотальная победа Света, Справедливости и Чистоты над тьмой животной жизни, произволом индивидуальных пристрастий и грязи низкого эгоизма. Материальный же прогресс технической цивилизации сопровождался чудовищным духовным регрессом, и богатство современного и «развитого» Севера не может служить критерием подлинного превосходства над материальной «бедностью» и технической отсталостью современного «примитивного Юга». Действительно, за этой бедностью часто скрывается духовное богатство: Китай, Индия, Россия, исламский мир во многом противоположны в духовном плане Северу — «золотому миллиарду»1. «Бедный Юг» — это синоним стран третьего мира. Появился этот термин во времена «холодной войны», когда, по мнению мондиалистов, в качестве первого мира выступали развитые страны Запада, второго — страны социалистической системы, а третий мир — это территории, где много дешевых природных и человеческих ресурсов; прежде всего страны Африки, Латинской Америки, Азии и Среднего Востока. Умело играя на религиозных и политико-идеологических разногласиях третьего мира, завоеватели Запада веками жили за счет колоний и доминионов, а сейчас они используют новейшие формы колониализма — финансово-экономического, которые еще более изощренные, жестокие, антигуманны. В итоге третий мир, или «бедный Юг», имея духовные преимущества перед Севером, не может быть серьезной альтернативой агрессору с Севера, а может стать союзником какого-либо нового геополитического силового поля, способного перекроить планетарное пространство. В 1970—1980-х гг. такой геополитической силой был второй мир, или лагерь социализма, но по ряду причин он потерпел поражение в «холодной войне» и был разрушен. Однако нелишне заметить, что конец второго мира значительно осложнил жизнь народов стран Африки и Латинской Америки. После распада колониальных империй Англии, Франции, Голландии в их владения устремились транснациональные компании США. Американцы взялись за дело немедленно. Их цель — концессии и ресурсы в странах «третьего мира», прежде всего в Африке, на 1 Дугин А. Основы геополитики. М.: Арктогея, 1997. С. 482. Ближнем и Среднем Востоке, в Латинской Америке. Политические, военно-технические, информационные возможности Вашингтона были немедленно мобилизованы на защиту коммерческих интересов транснациональных компаний, когда «политические лидеры-однодневки, во множестве появившиеся в только что освободившихся странах, наращивали долговую зависимость от США, используя полученные деньги для личных нужд и оставляя своим народам на будущее долги по кредитам»1.
|