Роль интерпретации правовых норм в развитии права (теория Г. Гадамера).
Формы права = источники права: - обычай - нормативный правовой акт - прецедент В учебной и монографической литературе формы права рассматриваются как источники права. Долгое время в отечественной юридической науке или дискуссии о юридической силе интерпретационных актов высших судебных инстанций (эти дискуссии были и по поводу римского Сената, российского Сената), однако меньше внимания уделяется вопросу о том, какова роль интерпретаций правовых норм, осуществляющихся в ходе конкретных судебных разбирательств. Известный представитель юридической герменевтики ХХ века Гадамер исследовал эту проблему: в рамках его подхода сглаживается различие между правовыми системами различного типа, а также между толкованиями, относящимся к судебным инстанциям разного уровня {таким образом, методологическая модель Гадамера носит в высшей степени универсальный характер}. Гадамер использовал для создания этой теории в качестве методологической основы лингвистическую философию. Согласно теориям лингвистической философии, естественный язык – это особого вида традиция и развивается по тем же законам, что и любая традиция вообще. Условием своего сохранения и в то же время развития являются закрепленные в традиции естественного языка результатов его интерпретации в конкретных случаях языковой коммуникации {условием его сохранения является его изменение. Например, латинский язык является мертвым, не смотря на активности в медицине, юриспруденции именно потому, что условием использования его терминов является неизменность их смысла}. С точки зрения Гадамера право – это традиция {у Гадамера указано, что «право основано на придании». Гадамер здесь использует идею Д. Юма о том что право основано на привычке, отсюда есть основание сделать вывод Гадамера}. В работе «Истина и метод» Гадамер пишет: «условием сохранения и развития права является догматизация (закрепление) в правовой традиции результатов его интерпретации по конкретным делам»
|