Студопедия — Специфика публичной речи в риторическом аспекте. Качества эффективной речи.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Специфика публичной речи в риторическом аспекте. Качества эффективной речи.

1. Роль речевого этапа в идеоречевом цикле

2. Русский литературный язык

3. Культура речи как лингвистическая наука. Понятие языковой нормы. Понятие коммуникативно значимых качеств речи

4. Специфика публичной речи в риторическом аспекте

5. Роды и виды красноречия

-1-

Рассмотренные четыре этапа подготовки выступления (концептуальный, этап моделирования аудитории, стратегический, тактический) направлены на развитие интеллектуального центра (мыслительных способностей человека), таких качеств как самостоятельность, самокритичность, глубина, эрудиция, гибкость, открытость мышления. Другими словами, знание и применение этих законов способствует развитию эффективного мышления (высших интеллектуальных возможностей). Итак, риторика прежде всего учит человека грамотно мыслить: "Всё, что намерен ты сказать, рассмотри прежде в yмe своем, ибо у многих язык предваряет и самую мысль" (Исократ). "Прежде чем выпустить слова из нижней части головы, пропустиих сначала через верхнюю часть" (Цицерон).

После того, как субъект прошел все этапы изобретения и организации мысли, далее он делает следующий шаг - начинает работать над второй стороной мыслеречевой деятельности – речью как наиболее универсальным средством выражения мысли. Иначе в процессе работы по созданию м ысли субъект, естественно, использовал речевые средства, но внимание акцентировал главным образом на мыслительной стороне. Сейчас он как бы выходит на понимание того. что даже самые ценные мысли могут быть бесполезно утеряны, если они не облечены в действенную словесную форму, т.е. для того, чтобы убедить других, необходимо тщательно взвешивать каждое слово. Таким образом, на арену действий выходит речевой закон риторики.

Речевой этап предполагает выражение мысли в действенной словесной форме (ДСФ).

- 2 -

Национальным языком русского народа, а также языком межнационального общения ряда других наций и народностей является русский язык. В общенародном языке наблюдается дифференциация., отражающая сложность внутреннего членения данного языкового коллектива.

Обработанная форма общенародного языка, воспринимаемая носителями данного языка как образцовая, называется литературным языком. Литературный язык – это язык литературы в широком смысле, язык радио, школы, сцены, научных сообщений, официально-деловой письменности. Его основное назначение – быть общепонятным. Литературному языку присущи особые свойства. 1. Для литературного языка типично наличие сознательно применяемых правил, т.е. нормы, которой обучают в школе. Нормы русского литературного языка представляются общеобязательными для всех его носителей независимо от социальной, территориальной, социальной принадлежности. Письменная разновидность литературного языка наиболее кодифицирована, устная тоже регламентируется, в частности орфоэпическими нормами, отвергающими, например, севернорусское «оканье». 2. Литературный язык противостоит внелитературному просторечью, территориальным и социальным диалектам. Просторечие содержит элементы, имеющие широкое территориальное распространение, но не включаемые в литературную норму либо как грубые (выпендриваться, ему до лампочки, катись, оттяпать), либо как оттесненные параллельными формами (ложить, ехай). 3. Литературному языку свойственно стремление к устойчивости, к сохранению общекультурного наследия и литературно-книжных традиций. 4. Литературному языку присуще стилистическое богатство, которое заключается в обилии функционально оправданных вариантных и синонимичных средств, что позволяет достигать наиболее эффективного выражения мысли в различных речевых ситуациях.

Язык этнической общности, как правило, не является абсолютно единым на всей территории своего распространения и во всех сферах своего использования. В нем обнаруживаются определенные внутренние различия: социальные и территориальные диалекты. Под территориальным диалектом понимается разновидность данного языка, которая употребляется лицами, проживающими на определенной территории. Различия в диалектах могут быть фонетическими («г» взрывное и фрикативное), лексическими (петух и кочет), грамматическими (помидор – помидора).

В языке отражается профессиональная дифференциация общества. Каждая отрасль производства и науки нуждается в громадном количестве специальных слов и выражений, в разветвленной терминологии. Терминами являются такие слова, как карбюратор, карданный вал, задний мост (автомобильное дело), ипотека, трансферт, дилер (экономика). Кроме официальных терминов в каждой отрасли производства есть еще неофициальные обозначения тех или иных понятий, так называемое профессиональное арго. Так, в арго шоферов встречаем дворники (щетки стеклоочистителей), бухгалтеров – платежка (платежное поручение), нал, безнал, у лиц, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью – опер, наружка (наружное наблюдение). Близко к профессиональным арго стоят арго коллективов, объединений по общим интересам (студенты, школьники, рыболовы и др.). В обществе, разделенном на классы, касты, замкнутые сословия, язык отличается большей социальной дифференциацией. В дореволюционной России существовал так называемый «салонный» язык. Гоголь в поэме «Мертвые души» высмеивает жеманную манеру светских дам, считавших неприличным говорить, например, «я высморкалась», «я вспотела», и говоривших вместо этого: «я облегчила себе нос», «я обошлась посредством платка».

Особое явление представляет язык деклассированных элементов общества – нищих, бродяг. Чаще всего цель его функционирования – сделать высказывание непонятным для других членов общества, тайным. Так, на языке воров царской России тюрьма – это царева дача, сапоги – колеса, лошадь – скамейка.

-3-

Культура речи – прикладной раздел языкознания, в котором рассматриваются вопросы: как говорить правильно и как говорить хорошо. Возникнув как сугубо прагматическая дисциплина, культура речи выработала и свою теорию. Первоначально считалось, что культура речи – это учение о нормах литературного языка, центральным понятием которого является понятие «языковая норма». Позднее проблематика культуры речи расширилась: был сформулирован принцип коммуникативной целесообразности речи. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются двумя ступенями овладения литературным языком. Правильность речи – непременный, но элементарный критерий речевой культуры. Подлинная высота речевой культуры определяется разнообразием способов выражения того же смысла, находящихся в распоряжении говорящего, точностью и целесообразностью их выбора соответственно коммуникативной задаче.

Правильность речи предполагает соблюдение говорящим лексических, орфоэпических, словообразовательных, морфологических, синтаксических норм литературного языка. Коммуникативную целесообразность речи можно определить как мотивированное употребление средств языка для целей общения, как оптимальное использование языка в конкретных условиях общения. При оценке коммуникативной целесообразности мы исходим из того, что для передачи определенного значения в языке существует несколько нормативных средств, несколько примерно равных способов выражения данного смысла. Задача состоит в том, чтобы решить, самый ли удачный вариант использовал говорящий. Если оценка правильности речи однозначна (соответствует ли речь установленным нормам), то оценка коммуникативной целесообразности речи не бывает жесткой. В данном случае речь идет о степени качества отбора говорящим языковых средств.

Еще один аспект культуры речи – этический. В каждом обществе существуют свои этические нормы поведения. Они касаются и многих моментов общения. Обязательным условием хорошего владения русским литературным языком является знание речевого этикета. Его правила касаются обращения на Вы и ты, выбора способа обращения, полного или сокращенного имени, способов приветствия, прощания, обращения с просьбой, отказа в выполнении просьбы, выражения благодарности, соболезнования и др. Особое значение речевой этикет имеет при установлении контакта. Во время первого общения разговор часто имеет этикетный характер и нацелен не только на обмен информацией, но и на то, чтобы расположить собеседника к дальнейшему общению. Грубейшим нарушением этических норм является сквернословие.

Итак, культура речи как лингвистическая дисциплина включает 3 аспекта: 1) нормативный, 2) коммуникативный, 3) этический.

Основная цель КР – охрана литературного языка. Охрана литературного языка – дело национальной важности, поскольку литературный язык в определенном смысле объединяет нацию. С течением времени язык меняется в силу различных причин (социально-экономических, межкультурных и др.). Он постоянно нуждается в нормировании. С одной стороны, это обеспечивает защиту языка от влияния просторечья и диалектов, проникновения элементов из других языков, а с другой стороны, исключает необходимость следования раз и навсегда установленным нормам, что привело бы к тому, что таким нормам просто перестали бы следовать и новые нормы устанавливались бы стихийно. Стихийность же в установлении норм вредна, т.к. нормы должны быть обязательны для всех, следовательно, удовлетворительны для всех, а стихийное установление норм привело бы к тому, что одних носителей языка устраивает данная норма, а других – противоположенная.

Впервые на необходимость нормирования литературного языка с целью его защиты указал М.В. Ломоносов: «Ежели в народе слово испорчено, то старайся оное исправить». Ученый был сторонником позиции осознанной, активной нормализации языка. Сегодня основу нормализации составляет анализ современного состояния языка и его литературной нормы в свете закономерностей исторического развития. В языковом строительстве высока роль ученых-лингвистов, которые создают учебники и словари, аккумулирующие культурные, преподавательские, научные знания. Не менее важна деятельность лингвистов в области защиты, поддержки и развития литературного языка. В условиях исторических изменений языка и постоянных влияний на него актуален вопрос его нормализации. Языковые нормы регистрируются словарями, справочниками, учебниками. Такую регистрацию называют кодификацией. Лингвист не просто выбирает из нескольких вариантов произношения правильный, но при кодификации он активно вмешивается в жизнь языка, предписывает другим, какую форму они должны выбирать при письме и говорении. Таким образом, кодификация способствует приведению в систему, дальнейшему совершенствованию и упорядочению правил употребления языковых единиц. Идеал кодификации состоит в незыблемости, стабильности языковых установлений.

Языковая норма – это объективно существующие в данное время в данном языковом коллективе значения слов, их фонетическая структура, модели словообразования и словоизменения, а также синтаксических единиц (словосочетаний и предложений) и их реальное наполнение. Это правила произношения, правописания, употребления слов и их грамматических форм, принятые в речевой практике данного общества и признаваемые в качестве основы литературного языка.

Рассмотрим характерные языковой норме особенности.

1. Литературный язык соединяет поколения, поэтому его нормы, обеспечивающие преемственность культурно-языковых традиций, должны быть максимально устойчивыми, стабильными. В каждый данный период норма поддерживается и пропагандируется словарями и нормативными грамматиками, речевой практикой образованных людей, литературой, театром, средствами массовой информации. Однако на протяжении существования языка нормы не остаются неизменными. Язык – это живой организм, в нем что-то непрерывно рождается и отмирает, то, что вчера было неприемлемо, сегодня воспринимается как норма. Напр., всего полвека назад нормой считалось произношение «д`в`эр`», «байус», Станиславс(кай), сегодня подобное произношение является отклонением от нормы.

2. Распространенное языковое явление – существование параллельных, или вариантных форм нормы: тв`орог и твор`ог, мышл`ение и м`ышление, сосредот о чивать и сосредот а чивать и др. Варьирование нормы – это объективное и неизбежное следствие языковой эволюции. На определенной стадии развития языка старое и новое качество сосуществуют параллельно. Варианты помогают нам привыкнуть к новой форме, сделать сдвиг нормы менее ощутимым. Напр., в 18-19 вв. нормой было ударение ток`арь. Колебания начались в конце прошлого столетия и продолжались до 20-30-х гг. 20 в. В словаре Ушакова данное произношение характеризуется как устаревшее. Теперь о нем вообще вряд ли кто помнит. Как видим, колебание нормы продолжается некоторый период, после чего варианты либо расходятся в значениях (слова «невежа» и «невежда» раньше были одного значения – незнающий человек), либо один из вариантов полностью вытесняет другой.

3. Вопрос о поиске критериев правильной речи решается разными учеными по-разному. Одни видят правильным тот вариант, которого придерживается большинство носителей языка (согласно такому подходу следовало бы признать нормой произнесение «кв`артал»). Однако другие считают, что решающую роль должны сыграть не количественные, а культурно-исторические факторы. Иные исследователи придерживаются эстетических теорий, согласно которым главным признаком отбора правильного варианта является удовлетворение его «чувству вкуса». Третьи ищут объяснение правильности речи, исходя из знания языковой системы, что, однако, не уберегает от ошибок в речи. Так, используя языковую модель образования мн. ч. сущ. на –а(-я) (доктор – доктора, директор – директора) следовало бы говорить «лектор – лектора», но правильно – «лекторы». Признание данного языкового факта нормой возможно при определенных условиях: 1) регулярная воспроизводимость данного способа выражения; 2) соответствие этого способа выражения возможностям и особенностям системы литературного языка; 3) общественное одобрение данного способа выражения (прежде всего писателями, учеными, образованными людьми).

Нормы литературного языка регулируют выбор вариантов произношения и написания на разных уровнях языковой системы, в связи с чем разделяются на ряд типов.

1. Нормы произношения регулируют выбор варианта фонемы. Можно «зълатой» – нельзя «золотой»; можно «дэкан» - нельзя «д`экан»; можно «с`н`эк» – нельзя «с`н`эх».

2. Нормы ударения регулируют выбор вариантов размещения и движения ударного слога. Подвижность и разноместность русского ударения делают его трудным для усвоения. Можно кварт`ал – нельзя кв`артал, правильно катал`ог, а не кат`алог, звон`ишь, но не зв`онишь.

3. Нормы словообразования регулируют выбор морфем, их размещение и соединение в составе нового слова: можно наблюдатель, но нельзя наблюдальщик, можно лесной, речной, но нельзя лесовой, рековой.

4. Нормы морфологические регулируют выбор вариантов морфологической формы слова и ее соединения с другими словами: можно офицеры, инженеры – нельзя офицера, инженера, можно нет носков, чулок – нельзя нет носок, чулков.

5. Синтаксические нормы регулируют выбор вариантов построения предложения и словосочетания. Так, неправильно употреблен деепричастный оборот в предложении Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа, следовало бы сказать Когда я подъезжал к этой станции и задумчиво глядел в окно, у меня с головы слетела шляпа.

6. Лексические нормы запрещают применение слов и фразеологизмов, исключенных из состава литературного языка, а также диктуют необходимость употреблять слова только в свойственном им значении. Напр., неправильно употреблены слова в словосочетаниях костлявая рыба, играть значение, период времени, большая половина.

7. Стилистические нормы регулируют выбор слова или синтаксической структуры в зависимости от условий общения и господствующего стиля изложения: Ввиду отсутствия красной розы жизнь моя будет разбита.

Лексические нормы фиксируются в толковых словарях в виде толкования значения слов и их сочетаемости; остальные нормы раскрываются в пособиях по грамматике, словарях-справочниках.

Действенная словесная форма публичной речи представляет собой систему коммуникативных качеств речи (правильность, выразительность, ясность, точность, краткость, уместность и др.), которые и изучает культура речи.

Остановимся на характеристике вышеназванных коммуникативных качеств речи.

ПРАВИЛЬНОСТЬ - это есть владение нормами литературного языка. О значении правильности Цицерон писал следующее: "... уметь правильно говорить... еще не заслуга, а не уметь - уже позор, потому что правильная речь, по-моему, не столько достоинство хорошего оратора, сколько свойство каждого гражданина ".

Специфика правильной речи состоит в том, что такого рода речь призвана прежде всего воздействовать на сознание человека, активизируя тем самым работу левого полушария головного мозга. Однако для того, чтобы речь стала действенной, она должна характеризоваться и таким качеством, как выразительность.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – коммуникативное качество речи, благодаря которому осуществляется воздействие на эмоции и чувства слушателей.

ЯСНОСТЬ, т.е. понятность для слушателей. Ясность достигается знанием материала, четкостью композиции, последовательность изложения, убедительностью аргументов. Речь становится неясной из-за некорректного употребления иноязычных слов, местоимений, многословия.

ТОЧНОСТЬ разделяется на точность фактическую, т.е. соответствие высказывания реальной действительности, и коммуникативную, заключающуюся в выборе оптимальных языковых средств для выражения той или иной мысли.

КРАТКОСТЬ – отсутствие в речи избыточности, многословия.

УМЕСТНОСТЬ – соответствие речи обстановке, в которой она произносится, а также особенностям слушателей и образу самого оратора.

ЧИСТОТА, т.е. отсутствие в речи слов-паразитов (ну, как бы, в общем, значит и др.). Бесконечно повторяемое слово отвлекает от содержания речи. Чистая речь характеризуется и отсутствием просторечных, жаргонных слов.

ЛОГИЧНОСТЬ – последовательность, доказательность, непротиворечивость, обоснованность выводов.

БОГАТСТВО – разнообразие речи, которое выражается в широте словарного запаса и активном составе моделей словосочетаний и предложений говорящего.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – умение говорить своими словами, избегая речевых штампов.

 

-4-

Пo форме реализации ПР является письменно-устной.

Письменно-устная форма реализации ПР обусловлена тем, что для риторики текст как предмет исследования представляет интерес на всех этапах его существования (порождение текста, текст как процесс, текст как продукт), что означает следующее: порождение текста (изобретение замысла) и текст как продукт №1 (подготовительный этап: замысел, ориентированный на аудиторию, имеющий целевую установку, подкрепленный фактами и аргументами, выраженными в действенной словесной форме) обязательно фиксируется в письменной форме; текст же как продукт № 2 (откорректированный на этапе непосредственного общения) и текст как процесс (исполнение, произнесение замысла) реализуются только в устной форме.

Другими словами, ПР на определенном этапе своего существования "принадлежит" только говорящему, ориентируется на него. И именно на этом этапе говорящий должен уметь излагать поток своих мыслей в письменной форме, чтобы, во-первых, не забыть и не потерять мысль, во-вторых, чтобы выстроить мысли в строгой логической последовательности, в-третьих, чтобы самому глубже, тщательнее разобраться в своих мыслях для приобретения уверенности в собственных же сужденияхи, в-четвертых, чтобы впоследствии наиболее точно, ясно, кратко изложить их перед аудиторией. По этому поводу Д.Карнеги писал: " Постоянно записывайте все мысли, приходящие Вам в голову, и всё время тщательно обдумывайте их. Не нужно ускорять этот процесс. Это одно из самых важных усилий, которые Вам дано совершить. Благодаря ему Ваше сознание превращается в подлинную творческую силу... Записывая, я отшлифовывая как саму мысль, так и её словесную форму... гораздо легче анализировать факты послеих предварительной записи - хорошо сформулированная проблема - наполовину решенная проблема ".

На следующем этапе работы, который подготовлен предыдущим (письменным) ПР "отчуждается" от говорящего и целиком и полностью начинает ориентироваться на адресата, то есть строиться с учетом произнесения и слушания. Иначе, в конечном итоге ПР реализуется в устной форме: "Записи в руках оратора на 50 % уничтожают интерес к выступлению. Избегайте этого. Главное - не читайте своих речей. Трудно заставить аудиторию вынести чтение речи по бумажке".

Таким образом, можно утверждать, что и письменная и устная формы реализации ПР в равной степени важны и необходимы, так как взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому, думается, нет необходимости отдавать предпочтение какой-то одной форме выражения ПР, поскольку каждаяиз них уместна на определенном этапе ПР. Итак, интеграция письменной и устной форм и есть одно из специфических проявлений ПР.

Пo отношению к типу речи ПР является кижно-разговорной. Книжно-разговорный характер ПР определяется главным образом самой функцией ПР - воздействие на мыслеречевую деятельность адресата с целью убеждения и побуждения к действию.

Разговорный аспект ПР проявляется втаких её качествах как непосредственность (общение глаза в глаза, в процессе которого осуществляется оперативная реакция говорящего на стимулы слушающего), непринужденность (естественность, раскованность общения) как необходимое условие установления контакта между говорящим и слушающим, а также эмоциональность общения - (возбуждение страстей,) обеспечивающая выразительность ПР за счет уместногоиспользования как вербальных средств (фольклорные элементы, нелитературные формы функционирования языка - территориальные, социальные диалекты, просторечие), так и невербальных средств (жесты, мимика и пр. движения), призванных дополнять, уточнять, актуализировать и в целом усиливать мысль, выраженную вербально.

" Приличный вид, положение, выразительность, и перемены лица, обращение рук и движения всего тела должны соответствовать содержанию речи и оживлять каждое слово... Телодвижение оратора должно некоторым образом не только обрисовывать характер его, но и всякую мысль и чувство... " (Мерзляков А.Ф. Краткая риторика // Об ораторском искусстве).

Книжный характер ПР проявляется в таком её свойстве, как правильность (соответствие речи нормам литературного языка), точность (использование слова в соответствии с его языковым значением), краткость (употребление таких языковых средств, которые наиболее ярко выражают главную мысль). Заметим, что выразительность ПР создаётся также использованием элементов художественного стиля литературного языка (эпитетов, сравнений, метафор) и т.д.). Наконец, уместность ПР в большей степени, чем другие ее качества обусловлена книжным характером речи, что проявляется в тесной связи ПР с разными стилями литературного языка. Отсюда - красноречие в разных сферах общения (учебное красноречие, официально-деловое, митинговое, художественно-публицистическое красноречие, ораторское искусство в сфере политической деятельности и т.д.).

По характеру реализации ПР является подговленно-импровизационной.

Существует несколько типов подготовки и произнесения публичного выступления:

1. экспромт, или импровизация – выступление без полготовки;

2. зачитывание заранее подготовленного текста;

3. выступление с частичным зачитыванием – заранее готовится план речи или тезисы, основные данные, которые требуют точного воспроизведения записываются на карточки;

4. воспроизведение наизусть.

Каждый способ имеет свои плюсы и минусы. Запись всего текста и чтение по листу придают уверенность и защищают от сбоев. Этот способ необходимо применять начинающим ораторам, людям, сильно волнующимся, а также в тех случаях, когда оратор плохо себя чувствует или когда ограничено время выступления до минимума. Однако этот способ достаточно трудоемок. Кроме того, озвученная письменная речь значительно уступает в выразительности свободной устной речи. Читая, труднее удерживать внимание слушателей. Экспромт удается широко образованным людям, его можно рассматривать как итог предварительное общей и профессиональной подготовки, эрудиции. Воспроизведение наизусть может быть осложнено некоторыми трудностями: человек в силу разных причин может забыть заученный текст, что иногда вызывает стрессовую реакцию. Кроме того, в процессе произнесения речи продукт предварительной подготовки иногда подвергается корректировке. Таким образом, ПР сочетает предварительную подготовку и импровизацию, умение вносить необходимые изменения по ходу общения.

Подготовительно-импровизационный характер ПР в значительной степени обусловлен спецификой риторики, выраженной в системе риторических законов, каждый из которых функционирует на определенном этапе мыслеречевой деятельности.

Обратимся вновь к риторической формуле, в которой в наиболее сжатом виде представлена предлагаемая нами концепция современной риторики:

P = K+A+C+T+P1+ЭК+СА

Законы К+А+С+Т+Рсоставляют подготовительный этап, закон ЭК – исполнительский, а закон СА итоговый этап публичного выступления.

Исходя из этой формулы, можно утверждать, что процесс создания ПР предполагает прежде всего подготовительный этап, который закономерно обусловливает следующий - исполнительский, то есть успех последнего зависит от качества первого этапа. Только при этом условии говорящий имеет возможность творить на этапе исполнения, то есть свободно реализовывать свой мыслеречевой продукт в разных вариантах. "Хорошо подготовленная речь - это на 9/10 произнесенная речь" (Карнеги).

He менее важное суждение высказано В.Гюго о взаимосвязи импровизации и подготовки: «Импровизация - не что иное, как внезапное и произвольное открытие резервуара, называемого мозгом, но нужно, чтобы этот резервуар был полон».

Процесс организации предполагает два момента: создание замысла и подготовку его запуска в общество. Это соответствует классическим риторическим традициям: изобретение, расположение, выражение и т.д. Но выделение каждой ступени отдельно формализует мыслеречевой процесс. В действительности все ступени взаимосвязаны, границы имеют весьма условный характер.

-5-

Значение звучащего слова по достоинству оценили еще в древности. Тогда впервые отмечено, что в разных сферах деятельности человека функционируют разные по целям, характеру, жанру речи. Представление о родах и видах красноречия формировались исторически. Еще в Древней Греции Аристотель в книге «Риторика» обратил внимание на то, что существуют речи совещательные (которые произносят по поводу финансов, войны и мира и других проблем общественной жизни), эпидейктические (торжественные) и судебные. Свою классификацию видов ораторского искусства предложил армянский философ Давид Анахт, считавший, что все сущее может быть разделено, определено, анализировано и доказано. В труде «Определение философии» он указал, что «ораторское искусство, являясь родом, делится на три вида: судебное, полемически-рассудочное, торжественно-праздничное». Видам красноречия Анахт дает своеобразные временные характеристики: полемически-рассудочное красноречие относится к будущему времени, т.к. когда кто-то делится своими мыслями, то думает о грядущем. Торжественно-праздничное относится к настоящему, т.к. имеет целью поднять настроение присутствующих. Судебное относится к прошлому, потому что оно осуждает за то, что уже совершено. Эта классификация представляет интерес для исследователей, но содержит недостаток – оторванность от предмета каждого вида красноречия. К XIX в. в риториках упоминалось до 10 родов красноречия, среди которых можно встретить социально-бытовое, судебное, академическое, военное, дипломатическое, торговое и др. Многообразие родов красноречия связано с тем, что вопросы, которые становятся предметом публичной речи, отражают разные по существу предметы действительности: в одних случаях – политические явления жизни, в других касаются быта и нравственности, в третьих – судебного разбирательства и т.д. Современная классификация родов красноречия включает 5 родов, которые характеризуются общностью предмета речи, ее ближайшей цели и сферы общественной жизни, где данный род речей реализуется. К каждому роду относятся несколько видов речей.

1. Социально-политическое красноречие: доклад на социально-политические темы, обзор, митинговая речь, парламентская речь, агитаторская речь, отчетный доклад, дипломатическая речь и др. Цель социально-политического красноречия – информировать, сформировать общественное мнение по важным вопросам политической жизни, сообщить о проделанной работе, проанализировать, дать оценку, представить программу действий.

2. Академическое красноречие: лекция, научный доклад, сообщение. Цель академического красноречия – формирование научного мировоззрения, обобщение данных исследований, научный анализ.

3. Судебное красноречие: обвинительная речь, защитительная речь, речь в свою защиту. Цель судебного красноречия – содействие в полном, всестороннем, объективном рассмотрении дела, вынесение справедливого законного решения, формирование правового сознания граждан.

4. Социально-бытовое красноречие: юбилейная или похвальная речь, застольная речь, назидательная речь, надгробное слово. Цель – информировать, подчеркнуть заслуги, влиять на настроение слушателей, формировать нравственные чувства.

5. Духовное красноречие: проповедь, молитва, речь на соборе. Цель: формирование религиозного мировоззрения, изложение и разработка религиозных тем.

Роды красноречия существуют не изолировано друг от друга, границы между ними подвижны. Основой любого рода являются языковые черты, но большую часть составляют общеязыковые, межстилевые средства.

 

 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Решение. Имеются следующие данные по заработной плате водителей за сентябрь Табельный номер водителя Класс водителя Процент выполнения сменных заданий | Глава 1. У Геббельса волосы на голове стояли дыбом, от роящихся там мыслей

Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1603. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия