Интегральная модель человека
М. Л. Перепелицын в книге "Философский камень" изданной в 1993 г пишет о том, что человек состоит из семи основных тел, входящих одно в другое. Так как энергия каждого тела по качеству отличается от других, то каждое тело как бы пронизывает собой, будучи более тонким, более грубое. Так вода пропитывает собой песок. Эфирное тело является точной копией физического тела. Оно как бы содержит постоянную форму тела. Физическое тело состоит из огромного количества клеток, каждая из которых выполняет две задачи -поддерживает своё собственное существование и отдаёт часть самой себя на поддержание всего организма. Комплекс однородных клеток выстраивается в ткань или даже в целый орган. Организм постоянно сохраняет свою форму и структуру. Этот процесс сохранения осуществляется эфирным телом. Внутри эфирного тела находится астральное, или тело эмоций и желаний - то, что в дневное время заставляет нас совершать безрассудные поступки. Ментальное тело строит план нашей деятельности, как бы разумную структуру поведения в процессе всей нашей жизни. Во время сна наше астральное тело выходит из физического и начинает путешествовать в невидимом пространстве, осуществляя те желания, которые не были реализованы днём, и тем самым как бы освобождаясь от внутреннего энергетического напряжения. Во сне желания управляют человеком. Человек видит события, но не может на них повлиять. В состоянии глубокого сна - сон без сновидений -человек выделяет из себя ментальное тело. Этими рассуждениями можно дополнить интегральную модель человека, в которой объединены все наши современные знания о Человеке. Модель представляет его в единстве сущностей. Сущности человека - они же уровни познания человека в свете современных научных достижений. Каждый уровень охарактеризован системой показателей (критериев). Иными словами, под интегральной моделью и основанной на ней интегральной диагностикой человека будем понимать выполненное с позиций целостности и общности комплексное соединение всех его свойств и качеств.
Логика диагностической модели человека вытекает из принципа природосообразности. Суть последнего, напомним, сводится к тому, что в соотношении биологического и социального начал в человеке приоритет стойко принадлежит первому. По оценкам исследователей (Ш. Ауэрбах, Г. Айзенк, Д. Адамс, В. Мют), степень врожденного (природного) в интеллекте колеблется в пределах 70-80%. В сложном процессе регулирования человеческих способностей, ведущая роль остается за природой, проводящей "политику" естественного отбора в течение многих тысячелетий и при этом мало реагируя на усилия человека в этом направлении. И вряд ли такое соотношение изменится в ближайшем будущем. Достаточно сказать, что генетический код, выработанный в древние геологические эпохи, так и остался в первобытном состоянии. А богатое разнообразие биологического мира - лишь многочисленные вариации на одну и ту же тему (А. Рейвиш. Эволюция генетики. М.: 1967). Никто пока не знает, как соотносятся между собой биологическое, социальное и энергоинформационное (духовное). Из того, что мы уже знаем об энергоинформационной природе Человека, можно вывести предположение, что энергоинформационное отнюдь не является дополнительным, третьерядным, а возможно даже главным началом развития. В начале жизни каждого из нас - Святой Дух, без присутствия которого не происходит зачатия. Признавая объективную реальность и подчиняясь ей, следует постепенно совершенствовать человеческую природу путем познания законов творения. Современные возможности евгеники, медицины и педагогики уже сегодня позволяет идти в воспитании не только в русле, очерченном природой, но и вносить в него существенные коррективы. Во всех дальнейших исследованиях человека сохраняется задача свода к общему знаменателю его разнообразных свойств, о которых известно уже немало. Задача актуализируется с каждым днем, ведь жизнь выдвигает все новые запросы на использование человеческого потенциала. Для выживания в новых, созданных самим человеком условиях цивилизации, ему требуется существенно повысить свой коэффициент духовности, воспитанности, и прежде всего в сфере интеллектуальной деятельности. Известный афоризм - "человек есть мера всех вещей" наиболее полно раскрывает свой истинный смысл только в высокотехнологичном и свободном демократическом обществе, где каждый имеет возможность реализовать свои способности и достичь максимального социально-психологического комфорта. Чем более технологично общество, тем больше обращается оно к потенциальным возможностям людей, их активности, творчеству. Возрастающее взаимодействие общества, технологий и человека привело к серьезному обострению противоречий между научно-техническим прогрессом и человеческими возможностями. Обнаружилось, что человек, создавая новую, т.н. "антропогенную природу" (Ч. Шухерт, А. Вернадский) и все больше изменяя ее в нужном для себя направлении, мало что изменил в своей собственной биологической природе, отличающейся, как известно, стойкими консерватизмом. Более того, растущая массификация человечества ведут к усреднению его интеллектуального потенциала, его творческих потенций и вообще к сохранению общего числа высокоодаренных людей на Земле (Шахназаров, 1997). Расчет на евгенику не оправдался, реальная отдача отодвигается на многие десятилетия. Отсюда, единственной альтернативой может служить отбор наиболее способных и одаренных от природы людей для выполнения той или иной социальной роли. Нужна новая более совершенная концепция отбора, отличающаяся от традиционной системным подходом, сущность которого - исследование не поверхностных, а глубинных уровней личности, включающих в себя свойства нравственного, психологического, физиологического, биохимического и даже генного срезов. Именно они определяют базисную основу энергетики, психики, интеллекта, способностей, таланта, поведения, здоровья человека. Наука уже располагает обширными знаниями о сферах многогранного человека. Осталось только правильно "соединить" их между собой, чтобы посмотреть - человек ли это? Здесь нас подстерегают важные методологические затруднения. Одно из них - какую сферу человека выделить в качестве главной? Существует убеждение: несомненно, биологическую (генетическую), а к ней присоединяются по принципам иерархического соподчинения психическая, социальная, духовная. Но в действительности все может оказаться с точностью "до наоборот". В свете добытых наукой знаний об энергоинформационной сущности человека, духовная, а не физическая сфера является определяющей. Сперва душа, дух, а потом уже остальное. Не тело рождается прежде духа. Энергия и информация идут в начале. Душа и дух, вселяемые в человека при рождении, уже обладают абсолютным знанием. Если это правильно, то всего человека следует "читать" не от физического тела к духу, а наоборот - от духа к телу. И нашу интегральную модель также следует анализировать с конца. Трудно себе представить, как может измениться воспитание человека, если этот вывод окажется правильным. Рассчитав объем и последовательность тщательность подобранных воспитательных влияний, можно будет путем систематического упражнения достаточно эффективно воздействовать на все уровни личности, включая и духовные. Образующиеся при этом связи образуют вторичную природу человека в виде энергоинформационного потока. Связи высшего порядка в тесном взаимодействии с телесными позволят расширить общий диапазон возможностей человека в его борьбе за прогресс и выживание. Остается добавить, что большинство из выделенных показателей интегральной модели (кроме энергоинформационных) могут быть количественно оценены, а некоторые даже точно измерены. Дальше разрабатываются математические модели всевозможных комбинаций и сочетаний основных сфер, свойств и качеств, которые будут "проиграны" на ЭВМ в реальном или "сжатом" времени. Неторопливая поступь классического познания заменяется семимильными шагами. Интегральная диагностика - это вершина современной теоретической педагогики. Такого уровня мы достигли на основе традиционных представлений, соединив их с новыми открытиями. Теперь видим, что знания наши если не совсем ошибочные, то весьма неполные и упрощенные. Человек неизмеримо богаче и сложнее. Уже понятно: мы мало знаем и плохо учитываем его самые тонкие, потаенные свойства, и это не позволяет нам достичь существенного прогресса в воспитании. Все настойчивее стучатся в нашу жизнь энергоинформационные идеи, основанные на иных представлениях о человеке. На них и предстоит выстраивать новую парадигму человеческого воспитания.
И яркой радуге окрестность рада Которая игрою самоцветной Изменчивость возводит в постоянство То выступая слабо, то заметно
И обдает прохладою пространство В ней - наше зеркало. Смотри, как схожи Душевный мир и радуги убранство! Та радуга и жизнь - одно и то же Гёте. Фауст.
|