I. Эпикуреизм.
Эпикур жил на рубеже IV-III вв. до н.э., уроженец Самоса, но философствовал в Афинах. Он образовал свою школу: «Сад Эпикура». В отличие от Ликея и Академии, это была закрытая школа, на подобие «пифагорейского союза», но он и не интересовались политикой Þ девиз –«Проживи не заметно». Онтология Эпикура: атомизм, материализм, следовал за Демокритом. Но Демокрит полагал, что атомы двигаются строго прямолинейно при необходимости, и не возможно формирование случайностей. Демокрит не принимал случайностей. Эпикур признавал образование случайностей, свободы Þ атомы имеют право свободно отклонятся. Это представление распространялось на человека. Главная причина нашей несвободы – страх: перед природой, богами, смертью. Эпикур: «Боги не творят, не управляют природой → бессмысленно боятся их». Боги – этический идеал. Если они существуют, то они лишены страха, они счастливы, безмятежны. Таким же должен быть человек. Причина наших страданий и страхов – наши ощущения, но смерть – постепенное угасание ощущений и боли, страданий и за порогом смерти их уже нет (отрицается бессмертие души). Эпикур: «Смерти не следует бояться, она не имеет к нам отношения. Пока мы есть, смерти нет. Когда пришла смерть, нас уже нет». Мудрец – бесстрастен, безмятежен, подобен богу. Счастье – отсутствие страданий.
Рим пленил Грецию оружием, а Греция Рим – духовностью.
Цицерон не оригинален, так как воспринял духовное наследие Греции, но он автор латыни. Он перевел тексты Платона, Аристотеля и других на латынь, что позволило Европе узнать этих авторов. Он автор новой терминологии.
В Риме Эпикуреизм развил Лукреций Карр. Его работа «о природе вещей», переведенная на латынь, хорошо сохранилась Þ мы узнали многое о атомизме, о Демокрите.
|