Отличия православия от католицизма
Чистилище – кратковременное страдание, иногда тяжелое, но кратковременное перед Раем. Католицизм – ересь в христианстве. Отступления от догматов надо было оправдывать, чем и занималась средневековая философия, став «служанкой религии» Фома Аквинский. Проповедовали у католиков: Августин Блаженный (IV-V в.), Поэций (VI в.). Проповедовали у православных: Григорий Палама, Григорий Богослов, Василий Великий. Только у католиков помимо Священного Писания есть Священное Предание, в котором собраны труды пап (как Григорий Великий). В период патристики образовался союз религии и философии Þ религия ® вероучение, а философия ® теология. Теология – стройное учение о Боге, его деяниях, а также свод морально-этических правил, обязательных для мирян и священников.
3-й этап Схоластика
Теология начинает преподаваться в школах в виде схоластики. Проповедовали: Фома Аквинский, Ансельм Кантерберрийский, Пир Абеляр, Уильям О’Кам. Главная тема, которая проходит через всю Средневековую культуру – взаимоотношения религии и науки (философии), веры и знаний. Христианство нуждалось в защите от язычества Þ 2 пути: - критика античной (языческой) философии и противопоставление ее христианству; - вступить в союз с античной культурой. Победил второй путь. Уже в период апологетики встает этот вопрос: Тертуллиан (II-III в.) говорил: «Что может быть общего между Афинами и Иерусалимом, между церковью и философией? Только война!». Формула Тертуллиана: «Верую ибо абсурдно».
Юстин (II-III в.): «Иисус – посредник между Богом и людьми. Иисус – Логос (слово?), те, кто живет в соответствии с Логосом – христиане по сути», т.е. Гераклит, Сократ и др.
Догмат: «Блажен, кто верует искренне, чисто», без сомнений и скепсиса. 1-й круг ада: добродетельные христиане, там нет мучений и страданий.
В период патристики спор обостряется. Особенно волновало Августина Блаженного (IV-V вв.). Пала Римская Империя Þ как обратить варваров. Если церковь основана на любви, то она выше государства Þ может вмешиваться в его дела.
Фома Аквинский: «Если церковь признает государство несправедливым, она вправе призвать народ на восстание». Нарушено два догмата:
Фома Аквинский, размышляя над этой проблемой, выдвигает идею гармонии веры и знания; между верой и знанием, чувством и интеллектом нет противоречий, ибо и чувства и интеллект дарованы нам Богом. Философия помогает религии, т.к. понять сущность Бога невозможно, он открывается каждому, но можно доказать его существование. Можно это сделать по-другому, с помощью Логики Аристотеля (силлогистики). Выдвинул 5 доказательств существования Бога:
6-е доказательство Канта: «Бог в сердце».
От союза религии и философии, несомненно, выиграли обе стороны: - религия утвердила себя, стала более понятной, доступной; - философия смогла себя сохранить, развиваться, преподаваться
Но больше, чем приобрели, они потеряли: Средневековая философия изменила и свой предмет, и назначения и методы по сравнению с истинной философией: 1. стала теоцентрической (вместо космосоцентрической); 2. ретроспективна (обращена к прошлому, к Библии, к древнему Писанию; она не только откровения, но и сокровенные таинства Бога, а философия осталась ее разгадывать; 3. «Философия стала служанкой религии» Фома Аквинский 4. Авторитарна, господствует традиционализм. Изменить Священное Писание нельзя ни на йоту. Любое инакомыслие – ересь, признак гордыни; 5. Писание, Платон и Аристотель – незыблемые авторитеты; 6. Папы и их собор могли вносить изменения в Священное Писание; 7. Начетничество. Учителя - вещают, ученики – выполняют, дискуссия невозможна0 8. Философия начала разъедать изнутри религию.
В период схоластики появилась теория 2-х истин (Пир Абеляр, Уильям О’Кам): две истины, две правды – Библия и ненаписанная книга природы, первую – богословам, вторую – ученым и философам. Это было требование отделения, секуляризации, что и произойдет во времена Возрождения. В период схоластики разгорелся спор между реалистами и номиналистами: все схоласты-реалисты полагали, что понятия, идеи существуют реально, в уме Бога. И все понятия не из этого мира (религии, философии) должны вырезаться.
|