Успение. Круг Дионисия. Конец XV – начало XVI в
ФАВОР — гора в Галилее, к юго-востоку от Назарета; место, где произошло Преображение Господне. Фаворский свет — нетварный Божественный свет Преображения. ФЕЛОНЬ (греч.) — деталь облачения священников; длинное и широкое одеяние без рукавов, с отверстием для головы (иногда для удобства часть фелони спереди вырезается). Фелонь, украшенная крестами, называется полиставрион (крестчатая риза). Изображает собой хламиду, в которую облекли Христа надругавшиеся над ним воины, и напоминает священнику о том, что во время богослужения он представляет Господа, приносящего Себя в жертву. В фелонях изображают на иконах святителей, отцов Церкви. ХИТОН (греч.) — нижняя одежда из льняной или шерстяной ткани в виде рубахи, как правило, без рукавов; на плечах скреплялся особыми застежками или завязками, на талии перетягивался поясом. ХРИЗМА — в христианской палеографии монограмма, составленная из двух греческих букв Х и Р или I и Х (начальных букв имени Христа), и в начертании образующая крест. Употреблялась в раннехристианском искусстве как символ (образ) Господа Иисуса Христа. ЦАРСКИЕ ВРАТА — двустворчатая резная дверь в центральной части иконостаса православного храма, через которую во время Божественной литургии выносятся Святые Дары. На царских вратах обычно располагаются изображения Благовещения (вверху) и четырех евангелистов; вместо евангелистов могут изображаться Василий Великий и Иоанн Златоуст — создатели чинопоследования Божественной литургии. ЦАРЬ ЦАРЕЙ, Предста царица — особый вариант деисусной композиции, где Христос изображается как «Царь царей и Господь господствующих» (Откр. 19.16). Возникает первоначально как иллюстрация из стихов 44 псалма — «Предста царица одесную Тебя в ризах позлащенных...» (Пс. 44.10-11), где, согласно экзегетической традиции, в образе царя представлен Христос, а в образе царицы — Богоматерь-Церковь. Складывается в сербском искусстве в XIV-XV вв., затем получает распространение на Руси. В первоначальных вариантах композиции «Царь Царей» («Предста царица») отсутствовало изображение Иоанна Предтечи — вместо него изображался царь Давид и другие пророки (фреска в Зауме, близ Охрида. 1361 г.; Марков монастырь. 1370г.). В дальнейшем Иоанн Предтеча включается в эту композицию как свидетель мистического союза (Ин. 3.29). Изображение Христа в царском образе обычно соединяется с другим типом — Великого Архиерея. ШЕСТОДНЕВ — особый жанр византийской и древнерусской литературы; экзегетически-апологетическое сочинение, в котором излагаются основы христианских представлений о происхождении и устройстве мира» Состоит, как правило, из шести основных частей — соответственно шести дням творения и представляет собой, прежде всего, комментарий к библейскому рассказу о сотворении мира (Быт. 1). Самый известный «Шестоднев» принадлежит Василию Великому; остальные сочинения такого рода составлены, как правило, на его основе (Северина Гальского, Кирилла Философа, Иоанна Экзарха и др.). Икона «Шестоднев» известна с XVI в. и существует в двух основных вариантах: в одном случае в шести клеймах иконы непосредственно иллюстрируется сотворение мира, а в другом, согласно «Шестодневу» Кирилла Философа, дни недели отождествляются с определенными христианскими праздниками: неделя (воскресенье) — Сошествие во ад (Воскресение), понедельник — Собор архангелов, вторник — Усекновение главы Иоанна Предтечи, среда — Благовещение, четверг — Омовение ног, пятница — Распятие и суббота — Суббота всех святых. Оба варианта композиции «Шестоднев» могут объединяться в одной иконе. ШПОНКА — поперечный деревянный брусок, соединяющий доски в иконе с тыльной стороны и препятствующий их продольному смещению. ЭММАНУИЛ (евр. — с нами Бог) — одно из пророческих имен Бога Сына (Иисуса Христа), употребленное в пророчестве Исайи: «...се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил» (Ис. 7.14). Особый иконографический тип, представляющий Христа-отрока; используется, как правило, в композициях на тему воплощения: «Богоматерь Знамение», «Собор архангелов» и др., а также в сложных символических композициях, в которых присутствуют темы предвечного существования Христа и поклонения жертве. ЭНКАУСТИКА — живопись восковыми красками, расплавленными путем нагревания и наносимыми с помощью металлического инструмента или кисти. ЭПИСТИЛИЙ (по-славянски тябло) — в античной архитектуре название горизонтального ряда балок перекрытия (архитрав, фриз и карниз); в древних иконостасах — горизонтальная балка с размещающимися на ней иконами. ЭТИМАСИЯ (греч. — готовность, уготованность) — престол, уготованный для второго пришествия Иисуса Христа, грядущего вершить суд над живыми и мертвыми (Пс. 9.5-8). В византийской и древнерусской живописи Этимасия изображается как самостоятельно (в монументальных росписях), так и в составе композиции «Страшный Суд» и других сложных символико-догматических композиций. Обычно на престоле полагаются книга (Евангелие, Книга Жизни — Откр. 5) и орудия страстей Иисуса Христа — Крест, копье и трость с губкой.
Библиография.
1. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. — М.: Наука, 1977. 2. Ананьева Т. А. Симон Ушаков. — М.: Искусство, 1971. 3. Бенин о. Искусство Северного Возрождения: Его связь с совр. духовными и интеллектуальными движениями / Пер. с англ. — М.: Искусство, 1973. 4. Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры. — Одесса: Гнозис, 1919. 5. Брюсова В. Г. Русская живопись XVII века. — М.: Искусство, 1984. 6. Брюсова В. Г. Федор Зубов. — М.: Изобразительное искусство, 1985. 7. Бушаков С. Н. Икона и иконопочитание. — Париж: YMCA-Press, 1931. 8. Бычков В. В. Византийская эстетика. — М.: Искусство, 1977. 9. Бычков В. В. Эстетика поздней античности. — М.: Наука,1981. 10. Вагнер Г. К. В поисках Истины: Религиозно-философские искания русских художников, Сер. XIX — нач. XX вв. — М.:Искусство, 1993. 11. Вздорнов Г. И. Феофан Грек: Творческое наследие. — М.:Искусство, 1983. 12. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. — М.: Наука, 1972. 13. Грубер P. И. Всеобщая история музыки: -ч. 1. — Изд. 3-е -М.: Музыка, 1965. 14. Демина Н. А. Андрей Рублев и художники его круга. — М.:Наука, 1972. 15. Деяния Вселенских Соборов: В 7 т. – Изд. 3-е. — Казань:Изд. Казанской ДА, 1889–1910. 16. Дионисий и искусство Москвы XV-XVI столетий: Каталог выставки / Ред. сост. Т. Б. Вилинбахова и др. — Л.: Русский музей, 1981. 17. Евсеева Л. М.; Кочетков И. А.; Сергеев В. Н. Живопись древней Твери. — М.: Искусство, 1974. 18. Ильин М. А. Искусство московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. — М.: Искусство, 1976. 19. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери: В 2 т. – М.: Издательство академии наук, 1914–1915. 20. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери: Связи греч. и русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождения. — СПб.: Изд-во комит. попечительства о русск, иконописи, 1910. 21. Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник. — т. 1: Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. — СПб.: Изд-во комит. попечительства о русск, иконописи, 1906. 22. Культура эпохи Возрождения и реформации / Отв. ред. В. И. Рутенбург. – Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1981. 23. Лазарев В. Н. Византийское и древнерусское искусство. — М.: Наука, 1978. 24. Лазарев В. Н. История Византийской живописи. — М.: Искусство, 1986. 25. Лазарев В. Н. Русская иконопись: В 6 ч.- М.: Искусство, 1983. — ч. 1. 26. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. — М.: Мысль, 1978. 27. Мень А., прот. Православное богослужение: Таинство, Слово и Образ. — М.: Слово, 1991. 28. Мокульский С. История западноевропейского театра: В 2 ч.- М.: Гослитиздат, 1936. 29. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения / Сост. В. Л. Шестаков. — М.: Музыка, 1966. 30. Музыкальная эстетика России XI–XVHI вв. / Сост. А. И. Рогов. — М.: Музыка, 1973. 31. Муратова К. М. Мастера французской готики ХП-Х111 вв. М.: Искусство, 1988. 32. Нессельштраус Ц. Г. Искусство Западной Европы в средние века. — Л.; М.: Искусство, 1964. 33. Николаева Т. В. Древнерусская мелкая пластика. — М.: 1968. 34. Полунин В. А. Мировоззрение Андрея Рублева. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. 35. Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV. — М.: Наука, 1972. 36. Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. — СПб.: Тип. Деп. уделов, 1892. 37. Попов Г. В. Художественная жизнь Дмитрова XIV-XVI вв.; Москва и искусство Московских уделов. — М.: Наука, 1973. 38. Попова О. С. Искусство Новгорода и Москвы первой половины XIV в.: его связи с Византией. — М.: Искусство, 1980. 39. Ровинский В. А. Обозрение иконописания в России до конца XVII в. — СПб.: А. С. Суворин, 1903. 40. Сборник статей по археологии и византиноведению, изд. семинар. им. Н. П. Кондакова: В 8 т.- Прага, 1927-1936. 41. Сергеев В. Н. Рублев. — М.: Молодая гвардия, 1981. 42. Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы. — М.: И. Ефимов, 1904. 43. Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода: Сер. XIII — нач. XV вв. — М.: Наука, 1976. 44. Смирнова Э. С. Московская икона XIV-XVII вв. — Л.: Аврора, 1986. 45. Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе: Умозрение в красках. — М.: ИнфоАрт, 1991. 46. Тысячелетие русской худож. культуры: Каталог. — М.: 1988. 47. Тяжлов В. Н. и др. Искусство средних веков: Византия, Армения и Грузия. Болгария и Сербия. Др. Русь. Украина и Белоруссия. — М.: Искусство, 1975. 48. Тяжлов В. Н. и др. Искусство средних веков в Зап. и Центр. Европе. — М.: Искусство, 1981. 49. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. — Париж: Изд. Западноевропейского экзархата Московской Патриархии, 1989. 50. Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв.: Антология / Сост. Н. К. Гаврюшин. — М.: Прогресс, 1993. 51. Финдейзейн Н. Очерки из истории музыки в России: В 2 т.- М.; Л.: Госуд. изд-во, 1928-1929. — Т. 1. 52. Флоренский П. Иконостас // Богословские труды. — Сб. 9. — М.: Изд-во Московской Патриархии, 1972. 53. Флоренский П. Обратная перспектива // Труды по знаковым системам. — Сб. 3. — Тарту: Изд-во Тартусского ун-та, 1967. 54. Хейзинга И. Осень средневековья / пер. с голл. — М.: Наука, 1988. 55. Эйкен Г. История и система средневекового миросозерцания / пер. с нем. — СПб., 1907. 56. Lossky V. W., Uspensky L. The Meaning of Icons. — London, 1947.
Список икон:
Новодворская икона Божией Матери. Козельщанская икона Божией Матери. Курская-коренная икона Божией Матери, именуемая "Знамение". Псково-Покровская икона Божией Матери, именуемая «Умиление»... Ярославская-Смоленская икона Божией Матери... Калужская икона Божией Матери. Казанская икона Божией Матери. Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»... Донская икона Божией Матери. Владимирская икона Божией Матери. Холмская икона Божией Матери
|