Диоклетиан и тетрархи
Распространение христианской религии создало и новые архитектурные сооружения. Первыми из них были катакомбы. Они тянулись на многие километры и окружали Рим сплошным кольцом. Прорытые в мягком туфе подземные ходы-галереи имели около 1 м в ширину и до 3-4 м в высоту и иногда располагались друг под другом в несколько ярусов. В стенах катакомб первые христиане хоронили своих собратьев по религии, в катакомбах молились, совершали поминки и иные христианские обряды.
В III веке в христианском искусстве живопись проявляется через росписи катакомб. Для них характерно схематичное построение формы, без детализации. В IV веке н.э. после признания христианства государственной религией начинают строить христианские храмы - базилики, форма и название которых были заимствованы от более ранних античных базилик, являвшихся административными и судебными зданиями. Конструктивное решение христианских базилик отличалось чрезвычайной простотой. Они имели прямоугольные очертания, внутренне пространство расчленялось на три или пять продольных частей - нефов. Неф - в переводе с греческого - корабль, ковчег. Таким образом, здание христианской церкви уподоблялось Ноеву ковчегу. Нефы отделялись друг от друга рядами мраморных колонн, на которые опирались арки или антаблемент (балочные перекрытия). Внешнее архитектурно-декоративное убранство базилик было столь же скромно. Наряду с базиликами в раннехристианское время стоились культовые сооружения центрического типа, в которых нашли своё дальнейшее развитие античные традиции круглого храма. Широкой известностью пользуется мавзолей Санта-Констанца в Риме. Барабан его купола покоится на расположенных по кольцу парных колоннах. Центральный объём здания окружён галереей, перекрытой сводом.
В конце Римской империи развивалась и монументальная живопись. Фресками и мозаиками украшались здания базилик. Выражая совершенно новые христианские идеи, они всё же продолжали следовать сложившимся античным традициям. Необычны по формам гробницы этого времени. Грандиозный мавзолей Августа 28 г. н.э. был воздвигнут на левом берегу Тибра и представлял собой цилиндр, увенчанный высоким земляным холмом диаметром 80 м. На его вершине росли деревья и стояла статуя Августа. В центре круглой камеры находился толстый опорный столб, и кольцевые стены создавали пять концентрических помещений.
Мавзолей Августа 28 г. н.э.
Мавзолей Адриана. 139 г. При Адриане стали возводить саркофаги, прямоугольные, украшенные рельефами. События 3 века в Римской империи получили название "кризиса". Кризис затронул все стороны жизни, что отразилось на искусстве этой эпохи. Датой падения Рима считается 476 год.
Преемницей культурных традиций античности стала Византия.
|