Портрет Ливии, жены императора Августа (Британский музей, Санкт – Петербург, Копенгаген).
Получают распространение портреты детей. Римские скульпторы первыми обратили внимание на лицо ребенка. Причина такого внимания больше деловая, нежели художественная, так как изображения были наследников императора. Монументально-декоративная живопись достигает в этот период особого блеска. Дома богатых римлян украшали великолепными стенными росписями. В декоративной живописи уже во втором десятилетии 1 века до н.э. вместо живописных декораций, имеющих цель иллюзорно раздвинуть действительную плоскость стены, появляются росписи, которые украшают стену, не нарушая ее плоскости. Декоративные композиции еще одного стиля состоят из многочисленных легких ажурных сооружений типа трельяжей и беседок, из небольших картинок в рамках, помещенных на гладкую однотонную поверхность, расчлененную не монументальными колоннами и пилястрами, а тонкими, обвитыми гирляндами и лентами колоннами, т.н. "канделябрами" или орнаментальными полосами. Излюбленной темой стенных картин этого периода являются греческие мифы. Римские художники также используют образцы греческого искусства, но создают произведения римского классицизма. Станковый живописный портрет уже со времен Римской республики был очень распространен. Но в течении 1 века н.э. живописный портрет теряет в Риме прежнее значение. Только в восточных провинциях портрет продолжал процветать, свидетельством чего являются фаюмские портреты.
Фаюмский портрет
|