Досократовская философия
Наиболее интересным источником является труд Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», написанном в первой половине третьего века эры Христа, а также труды других авторов - Плутарха, Секста Эмпирика, Ипполита, Климента Александрийского, Стобея и Симплиция. В числе семи мудрецов был Фалес из Милета (640-562 гг. до н. э.), которого называли выдающимся общественным деятелем, ученым и основателем первой философской школы - Милетской или Ионийской. Фалес является основателем философии «физиса» (природы). Он сформулировал проблему «архэ», т. е. первопричины всего сущего. Первопричина выступает в качестве праосновы, т. е. того, из чего происходит все сущее, и того, во что все разрешается. Архэ есть некая существенность, остающаяся постоянной при всех превращениях. У досократиков «архэ» был божественным началом бытия и жизни всех вещей.
Следуя необходимости ввести некий «физис», из которого были бы выводимы все вещи наиболее логичным и рациональным способом, Анаксимен нашел в воздушном элементе, благодаря его наиболее подвижной природе и постоянным изменениям, основу для вариаций и трансформаций. Конденсируясь, воздух охлаждается и превращается в воду, затем в землю; ослабляясь и расширяясь, он нагревается и становится огнем. Анаксимен вводит понятие динамической причины, которая неразрывно связана с «физисом», приводя его в гармонию. Философию «физиса» разрабатывал Гераклит из Эфеса (540-480 гг. до н. э.). Он написал книгу «О природе», откуда до нас дошло множество фрагментов в виде серии афоризмов в туманном, трудно доступном пониманию стилем, за что его называли Гераклитом Темным. Гераклит прежде всего обратил внимание на динамизм вещей: все вещи универсума возникают, растут и гибнут, все миры подчинены этому процессу. Динамизм вещей является производным от динамизма первоначала, от архэ. Поэтому Гераклита принято считать одним из основоположников диалектики. Рассматривая состояние универсума, Гераклит утверждал «все движется», «все живет», ничто не остается неподвижным и постоянным, все изменяется и превращается без исключения. «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды»; «мы выходим и не входим в одну и ту же реку, мы те же самые и не те же самые». Совершенным, священным числом является десять, выступающее как сумма первых четырех чисел. Оно выражает единство Бога (Единица) и построенного мира, что обозначается кругом (О). Так возникла теория десятичной системы, которая работает и до сих пор. На основе десятичной системы пифагорейцы осуществили фундаментальное описание космоса. Если число есть порядок, то все - это порядок: небо, земля, Боги и люди всегда поддерживаются порядком, и этот порядок есть Космос. Небеса, вращаясь согласно числовой гармонии, производят «божественную музыку сфер», которая реализуется в музыкальной гармонии. Пифагор разработал учение о метемпсихозе, согласно которому душа по причине первородного греха вынуждена воплощаться в различные телесные существа, чтобы искупить свою вину. Цель жизни человека - освободить душу от тела через ее очищение (катарсис). Путь очищения не только в добродетельной жизни, но, прежде всего, в науке, в постижении истины. Путь познания, поиск истины и блага и есть высшее очищение, что приводит к соединению с божественным. Философию «физиса» завершают натурфилософские взгляды Левкиппа (500-440 гг до н. э.) и Демокрита (460-370 гг до н. э.),которые разработали атомистическое учение о бытии мира и человека. Диоген Лаэртский сообщает, что Левкипп был родом из Милета, а Демокрит из Абдер. Левкиппу приписывают авторство книг «Великий диакосмос» и «Об уме», которые не сохранились. Демокрит написал более семидесяти работ из области физики, этики, математики, музыки, риторики, астрономии и т.д., которые снискали ему уважение всех выдающихся мыслителей древности, таких как Аристотель, Цицерон, Плутарх и других. До нас дошло лишь множество фрагментов его работ. Сообщения античных авторов об учении Левкиппа в своем большинстве были тесно связаны со взглядами Демокрита, и многие авторы начинали свои сообщения словами «Левкипп и Демокрит говорили...». Поэтому их взгляды рассматривают как единое целое. Принципиально новое решение проблемы бытия связано с введением понятия атома, что по-гречески означает то, что не делится. Принципы атомистической теории сводятся к следующим основным положениям.
|