ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Немецкая классическая философия занимает период времени от середины XVIII в. до 70-х годов ХIХ в. Она представляет собой значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Диалектика Фихте сводится к исследованию творческой ак-тивности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположнос-тей, на основе борьбы которых происходит развитие самосо-знания человека. Шеллинг переносит на природу разработан-ные Фихте принципы диалектического развития. Природа у него -- становящийся, развивающийся дух. Великим диалектиком является Гегель, который представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалек-тики. Он впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. исследовал его в беспрерыв-ном движении, изменении, преобразовании и развитии, проти-воречиях, количественно-качественных и качественно-количе-ственных изменениях, прерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении. В логике, философии при-роды, в истории философии, в эстетике и т.д. -- в каждой из этих областей Гегель стремился найти нить развития. Немецкая классическая философия - это философия национальная. В ней отражаются особенности существования и развития Германии второй половины XVIII в. и первой половины XIX в.: ее экономическая отсталость в сравнении с развитыми в то время государствами (Голландия, Англия) и политическая раздробленность. Классическая немецкая философия противоречива, как противоречива сама немецкая действительность. Кант лавирует между материализмом и идеализмом; Фихте переходит с позиций субъективного на позиции объективного идеализма; Гегель, оправдывая немецкую действительность, с восхищением пишет о Французской революции как о восходе солнца.
27. И. Фихте (1762-1814) Смысл философии Фихте, ее цель в этом и заключается. Обманчивая видимость, внушающая мысль о независимости всякого “не-Я” от “Я” определена совпадением абсолютного и индивидуального “Я”. Абсолютное “Я” само себя ограничивает и разделяет таким образом, что для этих конечных “я” существует противополагаемое им “не-я”. Это и открывает поприще для деятельности индивидуальных “я”, каждое из которых, выполняя свой долг в форме собственной жизни и деятельности, обнаруживает великую деятельность единого мирового “Я”. Схема самосознания и схема действия совпадают, что дает основание Фихте рассматривать свою философию в целом как наукоучение, с одной стороны, и как отображение нарастающего, но не способного достичь сознания совпадения (или тождества) противоположностей “Я” и “не-Я”, божественного и человеческого, бесконечного и конечного, с другой. Эта же объяснительная схема принимается Фихте и в отношении индивидуального “я”, ограничение и разделение в котором порождает различные психические состояния, главнейшие психические функции и душевные способности. Выдающаяся роль в диалектике полагания и снятия ограниченности принадлежит рефлексии.. Так, рефлексия об ощущении (ограничении) есть деятельность, влекущая за собой противоположение “я”, поскольку в самой рефлексии “я” не видит себя, не видит, как оно действует и, следовательно, действует бессознательно. Поэтому продукт его деятельности (“не-я”) предстает перед ним не как его продукт, а как объект вне его, существующий без всякого содействия “я”. В свою очередь осознание ощущения как продукта деятельности связано с новым ограничением, преодолевая которое, “я” полагает новое и т.д. Диалектика Фихте не знает завершающего тождества противоположностей, и именно этот момент его философии вызвал критику Шеллинга и Гегеля. Ф.Шеллинг (1775-1854) прямо исходит из принципа тождества духа и природы, понимаемых всего лишь как разные проявления единой деятельной сущности - Абсолютного или Бога. В его философии оживают пантеистические системы Дж. Бруно и Спинозы, переосмысленные в свете возможностей, рожденных идеей трансцендентализма Канта и ее развитием в философии Фихте. Абсолютное тождество Шеллинга есть первоначальная, а не производная сущность. Сила, изливающаяся в природе, по существу тождественна с той силою, которая обнаруживается в духовном мире, с той лишь разницей, что в первом случае она должна бороться с перевесом реального, а во втором случае - с переносом идеального. Но и эта противоположность (реального и идеального) является только тому, кто уже сам отделился от целостности и обособился от нее как производное существо. Творческая деятельность Абсолютного развертывает панораму жизни мира, метаморфозу его форм от низших до высшей, венчаемой человеческим самосознанием. То же самое творчество, как тождество теоретической и практической деятельности, нужно найти также в субъективном интеллекте. Здесь, согласно Шеллингу, таким характером обладает эстетическая или художественная деятельность, способная с наибольшей полнотой выразить природу творческого начала. Идеальный мир искусства и реальный мир объектов являются продуктами одной и той же деятельности, которая, творя бессознательно, создает действительный мир природы, а творя сознательно, эстетический мир искусства. Весь мир есть живое произведение искусства. По словам Шеллинга, объективный мир есть лишь первоначальная бессознательная поэзия духа. Поэтому искусству Шеллинг отводит исключительно высокое место в своей философии. Именно в искусстве раскрывается тайна мира, тождество идеального и реального: в искусстве мы видим, как воплощается идея, как интеллект творит природу. Философия искусства поэтому - общий орган философии, завершение ее свода. Шеллингом развито учение об интеллектуальной интуиции как об “искусстве трансцендентального созерцания”. Интеллектуальная интуиция относится к необходимо творящему интеллекту, к творению самого мира так, как конгениальное воспроизведение к художественному произведению. Не всякому дано эстетическое.чувство, тем не менее, оно единственный орган для понимания искусства. Интеллектуальная интуиция, как орган трансцендентального мышления, есть духовное эстетическое чувство, трансцендентальное искусство в отношении к необходимым творческим актам интеллекта. Как бы то ни было, но в философии Шеллинга оказались чрезвычайно сближенными сфера природы и сфера искусства, натурфилософия и философия искусства. В глазах ряда его современников это стало не чем иным, как смешения задач поэзии и науки.
28. Философская система Гегеля: краткий обзор Общая характеристика философской системы Гегеля: саморазвитие абсолютной идеи. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (родился 27 августа в Штутгарте -1770-1831). Гениальный философ. Основные труды: «Великая заслуга Гегеля состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития». 1. Философская система Гегеля – объективный идеализм – стержневое понятие: «Абсолютная идея» Гегель назвал свою философию «абсолютным идеализмом, а исходное понятие своей философии «абсолютной идеей, из желания охватить весь универсум, весь природный и духовный мир одним понятием. Абсолютная идея раскрывает себя, познаёт себя через деятельность человеческих поколений. Философскую систему Гегеля называют иногда пантеистичной, поскольку Его Бог - это мыслящий самоё себя и реализующийся через природу и человека разум. Определяют также как панлогизм. Абсолютная идея шествует неумолимо согласно законам диалектики (логики). Человек играет особую роль в онтологии Гегеля. Он – носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека – частица Мирового разума и духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, характер, индивидуальность. Человек есть конечный дух Мирового духа.
Всё существующее раздроблено на фрагменты, которые связаны с друг другом и образуют единство. Флоренский писал об этом красиво: «Мир трагически прекрасен в своей раздробленности». Платон (а позже В. Соловьёв) «Любовь есть инстинктивное стремление к целостности». Структура, Форма и содержание. Взаимовлияние и активность. Единство и борьба противоположностей. Взаимовлияние частей целого называют противоречием. Стороны противоречия называются противоположностями. Взаимовлияющие стороны как взаимоотрицают так и взаимодополняют друг друга. Таким образом, закон фиксирует источник неизменности и изменчивости вещей. Этот источник – взаимовлияние, внешняя активность вещей, составляющих нашего мира.
29. Антропологический материализм Л. Фейербаха В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Людвиг Фейербах. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии – знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку. Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек – не творение бога, а часть – и притом наиболее совершенная – вечной природы. Он писал: «Мое учение или воззрение может быть поэтому выражено в двух словах: природа и человек. С моей точки зрения, существо, предшествующие человеку, существо, являющиеся причиной или основой человека, которому он обязан своим происхождением и существованием, есть и называется не бог – мистическое, неопределенное, многозначащие слово, а природа – слово и существо ясное, чувственное, недвусмысленное. Существо же, в котором природа делается личным, сознательным, разумным существом, есть и называется у меня – человек». Материализм Фейербаха существенно отличается от материализма XVIII века, поскольку, в отличие от последнего, не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм. Он характеризуется как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха – не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается, прежде всего, как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого «Я». Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело – две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для него – не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода. Критикуя идеалистическую трактовку познания и будучи недоволен абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию. Полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Только то, что дано нам через органы чувств – зрение, слух, осязание, обоняние, – обладает, по Фейербаху, подлинной реальностью. С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния других людей. Фейербах не признавал никакой сверхчувственной реальности и отвергал возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляции. Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие «объект». По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека – это другой человек, «Ты». Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей. Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на место иллюзорной связи с богом. Любовь к богу, согласно немецкому философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви – любви к другим людям.
30. Основные направления постклассической » Критическое отношение к классической философской традиции. Внутри постклассической философии можно выделить ряд направлений, не связанных между собой генетически, сосуществующих одновременно, и в своей совокупности составляющих философскую палитру современности. Наиболее значительными из них являются: Прагматизм. Феноменология. Герменевтика. Экзистенциализм. Структурализм. Постмодернизм.
|