Личность -устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
Личность есть продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Формирование личности происходит: - на основе совокупности врожденных и приобретенных биологических предпосылок; - в процессах социализации индивидов и направленного воспитания: освоения социальных норм и функций.
ФКМ современной (информационной эпохи) Плюрализм как базовый принцип современной ФКМ. Установка на «познание» и «понимание» мира в современной философии
синергетика, исследующая особо сложные процессы в природе и обществе с проявлениями самоорганизации, порядка и хаоса. Сетевая структура современного мира КОРРЕСПОНДЕНТНАЯ ТЕОРИЯ ИСТИНЫ — совокупность методологических направлений, определяющих истинность некоторого фрагмента знания (высказывания, теории) через соответствие (лат. correspondentia) объекту этого знания; основным вариантом корреспондентной теории истины является “классическая” концепция истины (Платон,Аристотель, Фома Аквинский), согласно которой истина есть соответствие мыслей действительности. Все три термина, входящие в это определение, проблематичны. Варианты корреспондентной теории истины различаются по характеру постановки и решений этих проблем. Корреспондентская концепция: истина — это соответствие мысли (высказывания) и действительности (вещи) КОГЕРЕНТНАЯ ТЕОРИЯ ИСТИНЫ — концепция, сводящая проблему истинности к критерию когерентности (coherence) — самосогласованности, непротиворечивости: напр., предложение истинно, если оно является элементом логически взаимосвязанной и когерентной системы. В основании когерентной теории истины лежит восходящая к Античности (Парменид,элеаты, Аристотель) философская идея о том, что только непротиворечивое и согласованное знание может быть знанием о реальности, противоречивое же знание ничего не описывает и не объясняет. Поэтому истинность каждого отдельного фрагмента знания (предложения, теории, гипотезы и т. п.) может быть удостоверена его принадлежностью к непротиворечивой и согласованной системе. Прагматическая теория: истина — это полезность знания, его эффективность, то есть истинным является сообщение, позволяющее достичь успеха (Ч. С. Пирс) Истинность - это всегда результат сравнения предположения с неким эталоном. Критерием истины является положительный результат такого сравнения в случае, если вообще возможно сравнение. Т.о. истинно то утверждение (в том числе предполагаемое) - которое дает положительный результат сравнения его и того, что получается в реальности, а ложное – отрицательный Скептици́зм (от др.-греч. σκεπτικός — рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. В обыденном смысле скептицизм — психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений. Агностицизм И.Канта - Кант в своей теории познания разграничил познаваемую сущность на "вещи в себе"(недоступные познанию),и "вещи для нас". Исходя из того,что логически невазможно установить их соотношение (% уже познанного мира),он приходит к необходимости изучения самой природы познания. На этом и остановился,в силу свойственного ему агностицизма, так и не объяснив,каким образом познание даёт возможность человечеству воздействовать на природу (окружающую действительность). Феноменологическая редукция — одно из центральных понятий феноменологии Гуссерля, связанное с процессом освобождения сознания от натуралистической установки. Истоки этой практики можно обнаружить в радикальном сомнении Декарта. Феноменологическая редукция дословно означает редукцию вещей к феноменам и вынесение за скобки обсуждения их реального статуса. Этот переход от естественной установки к трансцендентально-феноменологической Гуссерль называет «коперниканским переворотом» Эмпири́зм, эмпирицизм (от др.-греч. έμπειρία — опыт) — направление в теории познания, признающее опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму и мистицизму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная гносеологическая концепцияэмпиризм сформировался в XVII—XVIII вв. (Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм); элементы эмпиризма присущи позитивизму, неопозитивизму (логический эмпиризм). Рационали́зм (от лат. rationalis — разумный) — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. Рационализм противостоит какиррационализму, так и сенсуализму, эмпиризму. Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии. Представители (Бэкон/ Декарт), источники познания (опытное знание / разум), ведущие познавательные способности (чувственное восприятие/ разумная деятельность), методы (индуктивный/ дедуктивный). Учение Бэкона об «идолах». Знать высказывания: «Знание – сила!» (Ф.Бекон.) и «tabula rasa» («чистая доска») (Дж.Локк). «Мыслю, следовательно, существую» («Cogito ergo sum») (Р.Декарт).
|