Студопедия — ISBN 5-93321-09-9 3 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ISBN 5-93321-09-9 3 страница






ПОЕЗДКИ ЗА ГОРОД (ПЗГ)

— акционный жанр (и одновременно — книги КД), в котором делается содержательный ак­цент на эстетическом значении разных этапов пути к месту действия и формах оповещения о нем. Также — общий сюжет всех томов ПЗГ (включая 6-й том, сделан­ный А. М. и С. Хэнсген вне группы КД). Термин введен А. Монастырским совместно с

[69]

И. Кабаковым в 1979г. А. Монастырский. Пре­дисловие к 3-му тому ПЗГ, 1985. А. Монастыр­ский. КД и «Поездки за город», 1992. А. Монас­тырский. Общий комментарий, в кн. «Поездки за город». М., Ad Marginem, с. 777, 1997.

ПО КРАЮ

— внутреннее ощущение само­го себя как ушедшего, сбежавшего «от центра», устроившегося на краю жизни, обочине культуры, окраине любой про­фессиональной деятельности. И убежде­ние, что все жизненно важное происходит сегодня «на краях», в маргинальной зоне, на грани повседневности и культуры. Я. Кабаков. НОМА, Kunsthalle Hamburg, 1993.

ПОЛАГАЮЩИЙ ЖЕСТ, ЖЕСТ ЗАЩИ­ТЫ, ПРОЩАЛЬНЫЙ ЖЕСТ - «искусст­воведческие» категории. Полагающий жест — жест «креации», с помощью кото­рого автор (в порядке своего «богопод-ражания») творит «миры». Жест защи­ты - жест, с помощью которого созда­тель дистанцируется от созданных «ми­ров», когда они становятся угрожающи­ми. Прощальный жест — жест, адресо­ванный «мирам», теряющим свою акту­альность. П. Пепперштейн. Доклад «Идеологизацш неизвестного», прочитанный на семина­ре «Новые языки в искусстве» в МГУ в январе 1988г.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СКАЗКА (Political skazka)

[70]

— определяет образность, состав­ленную из традиционной фольклорной иконографии и визуального арсенала со­ветской мифологии. М. Тупицына. And who are you?, in: Leonid Sokov, Zeus/Trabia, New York, 1986.

ПОЛОСА НЕРАЗЛИЧЕНИЯ

— зона де­монстрационного знакового поля (чаще всего на границе с экспозиционным зна­ковым полем), в котором аудиальные или визуальные объекты действия не могут быть опознаны зрителями как опреде­ленно принадлежащие к действию. А. Мо­настырский. Краткое пояснение к акции КД «Место действия» и Приложение № 4 к той же акции, 1979. (О смысловой «полосе неразли­чения» см.: А. Монастырский. «О структуре акции «Обсуждение-2», 1986)

ПОНТОГРЮЭЛЬ БОКОВОГО ЗРЕ­НИЯ

— пограничная область между Изве­стным и Неизвестным, «зона инкриминаций», постоянно увеличивающаяся и рас­тущая в своих притязаниях (существую­щая «на понтах», берущая «на понт»). С. Ануфриев. Пантагрюэль бокового зрения, 1989.

ПОРНОАНГЕЛИЗМ

— беззащитность первично урбанизованных коллективных тел перед лицом практик развитой куль-

[71]

туры потребления американского и евро­пейского типа; неизбежные деформации этой культуры в новом контексте, делаю­щие ее местами практически неопозна­ваемой. М. Рыклин. «Метаморфозы речевого зрения», из книги «Террорологики», с.83—96.

ПОРНОЛОГИЯ (порнологический шифт, порнологическая граница, порнологическая воронка)

— порнология: «оргиастическое» состояние речи (в православной традиции — «блудные брани»; порнологи­ческий шифт: постепенное «сползание» речи (текста) в состояние «брани»; порно­логическая граница: невидимая граница в тексте, после которой отбрасываются нормы легальной речи (часто встречает­ся в текстах Номы, особенно в прозе В. Сорокина); порнологическая ворон­ка: окончательный «срыв» текста, сопро­вождающийся распадом речи, что само по себе составляет определенный эсте­тический фокус. П. Пепперштейн. Порноло­гия продолжений, 1993.

ПРЕДМЕТ-РАМА

— ластический («художественный», стилистический) ма­териал события, «внутри» которого вы­страивается «пустое действие». Часто — как «помойка опредмеченных трансцендентностей». Одна из Категорий КД. А. Монастырский. Предисловие к 3-му тому

[72]

«Поездок за город», 1985. (ПЗГ- с. 420, 425-в эссе «Цзи-Цзи».)

ПРЕДОСТАВИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТ­ВО

— вид изобразительного искусства, при котором зрителю — с помощью слож­ного фигуративного сюжета, заложенно­го в произведении, — предоставляется са­мому интерпретировать это произведе­ние. Термин С. Ануфриева начала 80-х го­дов. Определение предоставлено М. Чуйковой.

ПРОГРАММА РАБОТ

— в 1975 г. Автор (см.) заявил о начале ее осуществления. Предполагалось, что все последующие артистические жесты Автора включают­ся, втягиваются в заявленную П.Р. Оче­видно, так оно и есть, несмотря на то, что впоследствии Автор перестал поль­зоваться этим термином. В принципе П.Р. означала то же, что потом стало повсеме­стно обозначаться как Проект. Нарочито безличный, «антипоэтический» пафос са­мого термина соответствовал тогдашнему устремлению к формализации (вплоть до бюрократизации) так называемого «твор­ческого процесса». Л. Рубинштейн. Работы 1975г.

ПРОСТРАНСТВА ЛИКОВАНИЯ

— ме­тро, парки культуры и отдыха, дворцы культуры, особо украшенные залы, где

[73]

происходит обряд ликования, поражав­ший и захватывавший многих путешест­венников (например, Андре Жида в 1936 году). За обязательным для этих прост­ранств экстатическим оптимизмом скры­вается глубочайшая депрессия; по сути это закамуфлированные траурные обряды, объект которых в то время еще не может быть назван. М. Рыклин. «Sack to Moscow, sans the USSR», в книге «ЖакДеррида в Москве. Деконструкция путешествия», М., РИК «Культура», 1993, с. 108-127.

ПСИХОДЕЛИЧЕСКАЯ (КОНТР)РЕВОЛЮЦИЯ

— программная установка на превентивное окультуривание (доместификацию) психоделических пространств. Одновременно означает конкретный ис­торический период («межпучье», т.е. пе­риод между путчем 1991 г. и путчем 1993 г.), когда политическая (контр)ре-волюция накладывалась на психодели­ческую революцию. МГ. Идеотехника и ре­креация, 1989. (Термин П. Пепперштейна.)

ПСИХОЛЕКСИЧЕСКИЙ ГЕТЕРОГЕ­НЕЗ

— продуцирование другого путем за­имствования у текста — литературного, изобразительного, музыкального и т.п. -его пластики, его «телесных» ресурсов. В. Тупицын. Другое искусства. М., Ad Marginem, 1997.

[74]

ПСИХО-ТРОП

фигура внутренней речи, регулирующая отношения между различными «психемами», т. е. формами, в которые умещается психическое со­держание. П. Пепперштейн. Из лабораторных записей, 1992.

ПУСТОЕ

— изначальная убежденность в амбивалентности, обратимости понятия «пустого»: оно есть и абсолютное «ни­что», и абсолютная «полнота». «Пустое» — не временная или пространственная па­уза, а бесконечно напряженное поле, со­держащее в потенции все богатство раз­нообразных смыслов и значений. И. Каба­ков. НОМА, Kunslhalle Hamburg, 1993.

ПУСТОЕ ДЕЙСТВИЕ

— внедемонстрационный элемент текста (в акциях КД часто «внедемонстрационное — для зри­телей — время происходящего, которое является драматическим центром дейст­вия»). А. Монастырский. Комментарий 20.07.1978 г. А.М. Предисловие к 1-му тому «Поездок за город», 1980.

ПУСТОТА

— необыкновенно активное, «отрицательное» пространство, целиком ориентированное, обращенное к налич­ному бытию, постоянно желающее «про­валить» его в себя, высасывающее и пи­тающееся его энергией. И. Кабаков. «Жизнь мух». Кёльн, 1993.

[75]

ПУСТОТНЫЙ КАНОН

— наименование группой МГ всего создаваемого корпуса текстов МГ, а также вообще всех «стерж­невых» текстов НОМЫ. Несколько по­зднее П.К. (а именно его медгерменевтической части) было присвоено «назва­ние» - ПУСТОТНЫЙ КАНОН «ОРТО­ДОКСАЛЬНАЯ ИЗБУШКА». П. Пепперш­тейн. Письмо к С. Ануфриеву из Праги от 18 фе­враля 1988г.

ПУТЬ КОНЦЕНТРАЦИИ НЕВНИМА­НИЯ

— способность психически сохра­нять самостоятельность в условиях, ког­да ты осведомлен о множестве взаимо­противоречащих доктрин. С. Гундлах. Про оккультистов и декадентов, 1991.

[76]

Р

РЕЛЯРЫ (редакционные лярвы)

— пер­сонажи, «курирующие» то или иное пери­одическое издание (напр., Панч в «Панче», Крокодил в «Крокодиле», Мурзилка в «Мурзилке» и т.п.). Я. Пепперштейн. Три журнала, 1989.

РЕЧЕВАЯ (ПАНРЕЧЕВАЯ) КУЛЬТУРА (РЕЧЕВОЕ ЗРЕНИЕ)

— культура, в кото­рой план выражения и план содержания принципиально разорваны, так как ре­чевые практики полностью дублируют в себе возможные действия, поступки тел. Тела речевой культуры невменяемы на уровне действия (в плане содержания) не из-за своей извращенности, а в силу то­го, что речь изначально составляет жи­вую среду их действия. Концепция речевой культуры развивалась М. Рыклиным с 1984 г. на материале анализа текстов М. Бахтина и

[77]

других русских авторов. Изложена в статье «Сознание в речевой культуре» (1988) и других текстах.

РПП

— рекреационно-психоделическая практика МГ (рекреационно-психодели­ческая пауза). МГ. Идеотехника и рекреация, 1989.

РОССИЯ

— область проявления подсоз­нательных, деструктивных аспектов за­падной цивилизации (см. ЗАПАД). Б. Гройс. Россия как. подсознание Запада. В кн.: Б. Гройс. Утопия и обмен. М., Знак, 1993.

[78]

С

САКРАЛИЗАТОРЫ

— специальные охранные приспособления для защиты «внутреннего» от «внешнего». Сакрализаторами могут быть самые обыкновенные предметы быта. Имея на себе сакрализатор, например, повесив на нос сковород­ку, а на уши — сапожные щетки, можно появляться в самых «загрязненных» обще­ственных и спиритуальных пространствах и быть защищенным от опасных неви­димых излучений. В. Пивоваров. Альбом «Сакрализаторы», 1979.

СЕМАНТИЯ (СЕМАНТИЧЕСКИЙ СЫР)

— поток означиваний, в котором имеются пропуски, каверны. Термин С. Ану­фриева 1989 г. Определение предоставлено П. Пепперштейном.

[79]

СИСТЕМА ЛОЖНЫХ САРКОФАГОВ

— метод создания текстовых, инсталляцион­ных, идеологических и других ловушек, уводящих зрителя от смысла, заложен­ного в основание работы. В. Захаров. Fama & Fortune Bulletin (7), Wen.

СКОЛЬЖЕНИЕ БЕЗ ОБМАНА

термин С. Ануфриева. Определение автором не предо­ставлено.

СЛАВА

— тотальная объясненность и аб­солютное (и в то же время спонтанное) упорядочивание. МГ. Текст «Слава» в книге «Латекс», 1988.

СЛОВАРНОСТЬ

— результат смыслово­го смещения, совершенного по отноше­нию к понятию «словесность». МГ. Словар­ность, 1988. (Термин П. Пепперштейна.)

СОАВТОРСТВО

— метод расширения ав­торской территории за счет разработки чужих, межавторских областей совмест­ными усилиями, что ведет в итоге к то­тальному ее исчезновению.

Как метод впервые был рассмотрен в 1980—1982 гг. Скерсисом и Захаровым, предложившими многим московским ху­дожникам (Мухоморам, КД, Жигалову и Абалаковой, Алексееву и др.) идею совме­стной работы. В 1983 г. соавторство как

[80]

метод было рассмотрено В. Захаровым совместно с Н. Столповской, в результа­те чего были определены три вида соав­торства - параллельный, последователь­ный, предположения. Соавторская дея­тельность В. Захарова с 1977 по 1998 г. связана со следующими именами:

И. Лутц, В. Скерсис, Н. Столповская, С. Ануфриев, МГ, Ю. Альберт, И. Чуйков, А. Гонопольский, И. Соколов. В. Захаров. См. соавторские работы в МАНИ№ 3 и 4.

СОВРЕМЕННЫЙ ХУДОЖНИК

— кура­тор чужого плохого искусства. Б. Гройс. Художник как куратор плохого искусства. В кн.: Б. Гройс. Утопия и обмен. М., Знак, 1993.

СОЦ-ART

— форма постмодернизма, ис­пользующая различные советские идеологемы — политические, социальные и т.д. Введен В. Комаром и А. Меламидом в 1972 г. Соц-арт как движение был теоре­тически обоснован М. Тупицыной в ста­тьях «Соц-арт: русский псевдогероиче­ский стиль» (1984) и «Соц-арт: русское деконструктивное усилие» (1986).

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

— позднеавангардистское направление в русском искусстве 30—40-х годов, сочета­ющее метод апроприации художествен­ных стилей прошлого с авангардистски-

[81]

ми стратегиями, ориентированными на постоянное шокирование зрителя. Круп­нейший представитель — Сталин. Б. Гройс. Gesamtkunstwerk Stalin. Hanser. Munchen, 1988. Русс.: Стиль Сталин в: Б. Гройс. Утопия и об­мен. М, Знак, 1993.

СОЦМОДЕРНИЗМ

— социалистический модернизм 20—30-х годов, существовав­ший одновременно с соцреализмом, но, в отличие от него, сумевший создать стиль. К числу примеров относятся: ар­хитектура первой линии московского ме­тро, книжный и журнальный дизайн, фо­тография и фотомонтаж, оформление выставочных павильонов и рабочих клу­бов и т.д. Отличие соцмодернизма от тра­диционного авангарда — в «снятии» отри­цания. Поэтому соцмодернизм можно считать аффирмативным авангардом. В. Тупицын. Другое искусства. М., Ad Marginem, 1997.

СПОКОЙНЫЙ ПОДСЧЕТ НЕСУЩЕ­СТВУЮЩИХ ПРЕДМЕТОВ (СПНП)

— нефункциональная практика, продолжа­ющая апофатическую линию КД напе­рекор ангажированной актуальности кон­ца 90-х годов, Бакштейн-функциям и прочим функциям. Ю. Лейдерман. Дима Бу­лычев, 1996. Ю. Лейдерман. Спокойный подсчет несуществующих предметов, 1998.

[82]

СТАЛИН

— ведущий советский худож­ник-авангардист 30-40-х годов. Убеж­денный супрематист в искусстве и поли­тике. В то же время герой массовой куль­туры своего времени. Предвосхитил мно­гие стратегии постмодернизма (см. СО­ЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ). Б. Гройс. Gesamtkunstwerk Stalin. Hanser. Munchen, 1988. Русс.: Стиль Сталин в: Б. Гройс. Утопия и обмен. М., Знак, 1993.

СУВЕНИР

— тип объекта, консервиру­ющий в себе память об определенном со­бытии (опредмеченная память). МГ. «Тро­фей, Сувенир, Атрибут», 1994.

[83]

Т

ТЕДДИ синдром

— синдром мгновенно­го (фантомного) понимания. Предложен А. Монастырским в середине 80-х годов. Получил хождение в текстах МГ. Назва­ние синдрома образовано от имени ге­роя рассказа Сэллинджера «Тедди». МГ. Диалог «Тедди», 1988.

ТЕКСТУРБАЦИЯ (РЕЧЕЛОЖСТВО)

— экстаз говорения, отличительная особен­ность речевых актов в русской культуре. В. Тупицын. Разговор с И. Кабаковым, 1990. Arts, 1991.

ТЕЛА ТЕРРОРА

— одновременно жертвы и агенты определенного типа Террора, уничтожающего тела ради сохранения эйдетической полноты ортодоксальной речи, понимающего это уничтожение как нечто сугубо позитивное. М. Рыклин. «Тела

[84]

meppopa»(1990). Публиковалось в 1990-1997 гг. на русском, английском, немецком, француз­ском, японском и других языках.

ТЕЛЕСНАЯ ОПТИКА

— плотское, за­нижающее зрение, а также умение смот­реть на мир (и на себя в нем) «глазами» коммунального тела. Оснащая себя теле­сной оптикой, индивид приобретает на­выки группового зрения. В. Тупицын. Дру­гое искусства. М., Ad Marginem, 1997.

ТЕЛО-БЕЗ-ИМЕНИ

— альтернативная художественная среда, отказавшаяся от наименования и конкретизации своей социокультурной идентичности с целью физического выживания. В. Тупицын. Дру­гое искусства. М., Ad Marginem, 1997.

ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ

— словосочета­ние, пародирующее марксистско-ленинскую теорию искусства, но в названии по сути имеющее в виду относительность и условность всех способов репрезентации. И. Чуйков. Теория отражения I, II, IV, начиная с 1992 г.

ТОВАРНАЯ ПАНЕЛЬ ЗНАКОВ

— уро­вень наглядной репрезентации, своего рода полигон знаков, на котором выясня­ется их психоэкономическая стоимость. П. Пепперштейн. Белая кошка, 1988.

[85]

ТОТАЛЬНАЯ ИНСТАЛЛЯЦИЯ

— ин­сталляция, построенная на включении зрителя внутрь себя, рассчитанная на его реакцию внутри закрытого, без «окон», пространства, часто состоящего из не­скольких помещений. Основное, решаю­щее значение при этом имеет ее атмо­сфера, аура, возникающая из-за покрас­ки стен, освещенности, конфигурации комнат и т.д., при этом многочисленные, «обычные» участники инсталляции — объекты, рисунки, картины, тексты — ста­новятся рядовыми компонентами всего целого. И. Кабаков. О тотальной инсталляции. Канц, 1994.

TOT-ART

— тотальное искусство в тоталь­ной ситуации. Термин введен Н. Абалаковой и А. Жигаловым в 1983 г. (он сменил название группы «Тотальное художест­венное действие»). Тот-арт является реа­лизацией проекта Абалаковой и Жигало­ва «Исследование существа искусства при­менительно к жизни и искусству», в осно­ву которого положен метод критики ис­кусства при помощи самого искусства.

ТРЕСНУТАЯ МАТРЕШКА

— демонст­рационный принцип (в дискурсе), при котором ряд внутренних объектов дис­курса демонстрируется без экстериоризации, через специально подготовлен-

[86]

ный демонстрационный срез («щель» или «трещина»). П. Пепперштейн. Белая кошка, 1988.

ТРОФЕЙ

— предмет, вынесенный из глу­бин галлюциноза. П. Пепперштейн. Фон­тан-гора, 1993.

ТУПИК КАК ЖАНР

— впервые рассмо­трен С. Ануфриевым и В. Захаровым в 1997 г. в процессе работы над проектом, книгой и выставкой под названием «Ту­пик Нашего времени. Тупик как жанр». С. Ануфриев, В. Захаров. Тупик нашего времени. -Pastor Zond Edidion, Кёльн-Москва, 1997.

[87]

У

УДЕРЖАНИЕ В НЕДОНОСЕ

— постоян­ное прерывание процесса для создания поля неполноценности, бессилия, вяло­сти, недотянутости, незавершенности. В. Захаров. Fama & Fortune Bulletin (7), Wen.

УДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В НАСТОЯ­ЩЕМ (МЕТОД ДОПОЛНЕНИЙ)

— со­хранение первоначального смысла произ­вольно выбранной работы вопреки из­менению ее контекста за счет растяже­ния во времени ее комментирования, вы­раженного в свободной форме - текста, объекта, рисунка, фотографии и пр., не исключающего иногда переделки самой работы. В. Захаров. Куистферейн Фрайбург, 1989 (каталог).

УДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В ПРОШЛОМ (МЕТОД ОТБЕЛИВАНИЯ)

— процесс

[88]

перманентного стирания смысла, возни­кающего при изменении контекстуаль­но-временного континуума. В. Захаров. «Побелка Пети и волка на территории гарни­тура Мадам Шлюз». Галерея Вальхетурм (ката­лог). Цюрих, 1991.

УМ - УМ (UM - UM)

— термин, проти­воположный термину «заумь» и относя­щийся к текстам (чаще всего поэтиче­ским) московской концептуальной шко­лы. Хирт, Вондерс. Вместе с текстами о тек­стах рядом с текстами. Пересмотр теории культуры Московским концептуализмом, 1991.

У-ТОПОС (УТОПОС)

— место, не имею­щее своего места, место без места. Термин С.Ануфриева 1989г. Определение предоставле­но П. Пепперштейном.

[89]

Ф

FAKES (в русском варианте «Имита­ции»)

— в названии серии уравнивает жи­вопись как высокое искусство с альфрейными работами как ремеслом, выделяя нанесение знаков на плоскость как суть живописной практики. И. Чуйков. Серия «Fakes» («Имитации»), 1989.

ФАКТОГРАФИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

— система документирования, с помощью которой выстраиваются метауровни худо­жественного события как результатив­ные контексты эстетического действия. А. Монастырский. Предисловие ко 2-му тому «Поездок за город», 1983.

ФАКТОГРАФИЯ-КАК-АФФИРМАЦИЯ

— позитивная, некритическая фик­сация событий. Пример — «фактовики» (Н. Чужак и др.), «Октябрь», «РОПФ» и

[90]

другие ассоциации и объединения, дейст­вовавшие в 20-30-е годы. Фактография-как-сопротивление - документирование фактов, расходящихся с официальной версией и ведущих к дестабилизации аф­фирмативной культуры. В. Тупицын. Комму­нальный (пост)модернизм. М., Ad Marginem, 1998.

ФИЛОСОФСКАЯ ПРАКТИКА

— риту­альная часть философии. Род деятельно­сти или квазиритуалы, придающие фи­лософии практическую составляющую. Самоидентификация деятельности круга МАНИ, его самое главное открытие. С Гундлах. Из текстов конца 70-х годов.

ФОТОКРЕАЦИЯ

— сотворение света, в том числе и «свечении смысла». С. Ануф­риев. Фотокреация, 1996.

ФРАГМЕНТЫ

— изолированные и уве­личенные куски или конгломераты кусков разных изображений при снятии всякой иерархии. Фрагментация в этом контек­сте есть выделение и сопоставление самых разных стилевых составляющих с целью демонстрации условности изображения. И. Чуйков, 1982.

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В КУЛЬТУ­РЕ

— деятельность, влияющая на уже сло-

[91]

жившееся культурно-смысловое прост­ранство в любой его точке, с использова­нием методов: зондирования, раскачки, симуляции, подмены, опережения, сдер­живания, стагнации и др. Термин возник в 1979 г., в период соавторства Захарова и Лутца. Разработан группой СЗ в 1980-84 гг. (повтор акции КД «Либлих» на выставке «Апт-Арт в натуре» и др.). Час­тично использовался В. Захаровым и С. Ануфриевым в 1986 г. при рассмотрении методов «подбрасывания» идей и тоталь­ных повторов. В. Захаров. МАНИ №1, 1981.

Х

ХАЛТУРА (ИСКУССТВО ЭЛИТАРНЫХ ХАЛТУРЩИКОВ)

— термин, характери­зующий искусство Фурманного и Чисто­го переулков (1986-1990). С. Ануфриев, В. Захаров. Тупик нашего времени. — Pastor Zond Edition, Кёльн-Москва, 1997.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ НЕВМЕНЯЕ­МОСТЬ

— поведение художника, не ре­флектирующего по поводу конкретной культурно-исторической ситуации и сме­няющих друг друга и доминирующих культурно-эстетических мейнстримов, по мере своего утверждения в культуре ста­новящихся художественным промыслом. Д. А. Пригов. Предуведомление к одному из сбор­ников начала 80-х годов.

ХУДОЖНИК-ПЕРСОНАЖ

— фигура по­средника между автором произведения и

[93]

его зрителем. Термин введен С. Гундлахом в 1983 г. (см. статью С. Г. «Персонажный автор», 1984, лит. № «А-Я», 1985). Кон­цепция разработана И. Кабаковым. См. текст И. К. «Художник-персонаж», 1985 г. Далее расширение дискурсивной «пар­титуры» персонажности имело еще два этапа: в 1988 г. в диалоге И. Кабакова и А. Монастырского «Зритель-персонаж», 1988 (сб. МАНИ №4 «Материалы для пуб­ликации»), Кабаков ввел термин «зри­тель-персонаж», а в 1989-м в диалоге И. Бакштейна и А. Монастырского «Для журнала "Искусство" А. Монастырским были введены понятия «критик-персо­наж» и «идеолог-персонаж».

HOMO COMMUNALIS

— человек, про­шедший коммунальную школу жизни (напр., живший в коммунальной кварти­ре) или воспитанный в духе коммуналь­ных традиций. В. Тупицын. Коммунальный (пост)модершзм. M.,AdMarginem, 1998.

HOMO LIGNUM

— застылость, одере­венелость сознания. И. Макаревич. Серия работ 1996-1999годов.

Ш

ШАГРЕНЕВЫЙ ЭФФЕКТ

— метод удер­жания в минимально активном состоянии культурной парадигмы минимальными средствами и минимальным количест­вом людей. В. Захаров. Пастор №2, 1922.

ШИЗОАНАЛИЗ

— термин Делёза-Гватари из их знаменитой книги «Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения». Маркирует отличие концепции авторов от психоана­лиза как репрессивной, ориентирован­ной на переоценку роли семьи (фамилиализм) и невроза практики. Резко под­нимает акции «состоявшегося шизофре­ника», «машин желания», записывающих свои импульсы на «теле без органов». Все эти термины подверглись переосмысле­нию в московском концептуализме. Тер­мин введен в употребление круга КД с подачи М. Рыклина, сделавшего в 1987 г. сокращенный

[95]

перевод «Анти-Эдипа» (опубликован ИНИОН в 1990г.).

ШИЗОИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ

— один из основных принципов художественной практики МГ: расщепление на «прямое иллюстрирование» и на «иллюстрирова­ние иллюстрирования». МГ. Идеотехнчка и рекреация, 1989.

ШИЗО-КИТАЙ (или «Шизофрениче­ский Китай»)

— акустический эффект «многовековой традиции», создаваемый НОМОЙ с помощью опыта шизофрени­ческих «расширений сознания», которым обладают ее участники. Я. Пепперштейн. Письмо к С. Ануфриеву из Праги от 18 февраля 1988г.

ШЛЮЗОВАНИЕ

— а) метод неосознан­ного создания в экспозиционном прост­ранстве механизмов выхода, не предусмо­тренных автором;

б) метод регулирования параллельных процессов за счет их перетекания из од­ного в другой (в моем случае это отно­сится к деятельности архивной, издатель­ской, художественной, коллекционной). В. Захаров. Серия работ начала 90-х годов.

[96]

Э

ЭКСПОЗИЦИОННОЕ ЗНАКОВОЕ ПО­ЛЕ

— система элементов пространствен­но-временного континуума, не задейство­ванная сознательно авторами в построе­ние текста конкретного произведения, но влияющая на текст в качестве его скрытых мотивационных контекстов. Ак­туализируется как член коррелятивной пары «демонстрационное знаковое по­ле — экспозиционное знаковое поле» че­рез дискурс «пустого действия» в эстети­ческой практике КД (см. «Инспирато­ры»). А. Монастырский. Земляные работы, 1987.

ЭКСПОНЕМА

— единица экспозицион­ного знакового поля, соотносимая с соот­ветствующим ей элементом демонстра­ционного знакового поля в парадигма­тическом ряду (т.е. в системе единиц за-

[97]

данного дискурса). А. Монастырский. Экспонемы концептуализма, 1989.

ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ПОЭЗИЯ

— терми­нологическое название серии текстов и объектов А. Монастырского (1975-1983), которая имеет отношение к разработкам эстетического дискурса КД.

ЭП — эмоциональное пространство (со­знания зрителя). В демонстрационном поле акций КД — временной вектор чув­ственного восприятия действия (дособытийного, событийного и послесобытий-ного). Эмоциональная вовлеченность зрителя в происходящее. Н. Панитков. О типах восприятия, возможных на демонстра­ционном поле акций КД, 1985.

ЭСТЕТИКА РЕАЛЬНОГО ДЕЙСТ­ВИЯ

— понятие, предложенное в качест­ве методологической основы немиметического акционного искусства (в проти­воположность традиционному драматиче­скому искусству и значительной части хэппенингов). С. Ромашка. Эстетика реаль­ного действия, 1980. ПЗГ, с. 109.

ЭСТОНИЯ

— наименование круга, кото­рый в некотором смысле пришел на сме­ну HOME и сосуществует с ней, дополняя ее. Круг ЭСТОНИЯ включает в себя груп-

[98]

пы: МГ, Инспекционная Коллегия МГ, Облачная Комиссия, Фензо, ССВ, Чет­вертая высота, Россия, Тарту, Пярну, КЦС, Диско и др. Круг сформировался в период после второго путча в 1993 г. П. Пепперштейн. Круг Тарту и круг Эстония, 1998.

«ЭТИЧЕСКИЙ» КОНЦЕПТУАЛИЗМ

— тактическое акцентирование (в концеп­туальной практике) «отношения сохран­ности», «техницизмов» и предпочтение работать в оппозиции «человек и реаль­ность», в отличие от практик новых эсте­тических номад, работающих в оппози­ции «человек и культура». (В данном слу­чае под «этическим» (англ. «etic») подра­зумевается «не эмическое» (англ. «emic» в значении «единица структуры языка»), т. е. то, что не обладает семиологической релевантностью (в лингвистике — то, что относится к физическим свойствам язы­ковой материи). А. Монастырский, И. Бак­штейн. ТСО или черные дыры концептуализ­ма - 1986, в сб. МАНИ № 1 «Ding an Sich», 1986. А. Монастырский. Замечание об этичес­ких границах художественного произведения, 1988.

[99]

Я

ЯСНОСТЬ И ПОКОЙ

термин С. Ануф­риева. Определение автором не предоставлено.

[100]

приложение 1 (опрос по терминам)

опрос по терминам

В этом разделе приводятся данные, полученные при опросе по терминам. В опросе принимали участие 28 человек (см. список в конце разде­ла). Опрос предварялся следующим предисло­вием: «Просьба отметить те термины, которые, на ваш взгляд, более-менее общеупотребимы во внутреннем кругу московского концептуализма. Причем можно руководствоваться как жестким критерием отбора — только те термины, которые, на ваш взгляд, используются и другими авторами кроме самого автора термина, — так и «мягким», например, вам просто понравилось "звучание "тер­мина, и т.п.».

После каждого термина (за исключением не­которых, которые поступили от авторов позже проведенного опроса) стоит число, обозначаю­щее количество упоминаний данного термина по общей сумме опросных листов.

(Опрос проводился без предварительного ознакомления с авторскими определениями терминов.)

[103]

Термины С. Ануфриева:

Агент (14)

Алия (1)

Антигравитационные мероприятия (АГМ) (3)

Горгональность (горгональное поле) (3)

Лыжник (4)

Ни уму ни сердцу (6)

Понтогрюэль бокового зрения (9)

Предоставительное искусство (4)

Семантия, семантический сыр (1)

Скольжение без обмана (8)

У-топос (1)

Фотокреация (2)

Ясность и покой (10)

Термины Б. Гройса:

Запад (11)

Московский концептуализм (18)

Россия (11)

Современный художник (10)

Социалистический реализм (10)

Сталин (9)

Термины С. Гундлаха:

Конец географии (5) Ментальный поп-арт (6) Путь концентрации невнимания (7) Философская практика (9) Художник-персонаж (персонажный автор) (раз­работан И. Кабаковым) (23)

[104]

Термины В. Захарова:

Вырубание гарнитуров (2) Гарнитур (2) Елисейские поля (2) Заражение (3)

Зондирование (зонд-работы) (6) Комната отдыха (совместно с С. Ануфриевым) (2) Недонос банки (2)

Открытие Америки, или от Дюшана к Дюшану (2)

Система ложных саркофагов (2) Соавторство (5)

Тупик как жанр (совместно с С. Ануфриевым) (14)

Удержание работы в настоящем (метод дополне­ний) (2)







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 422. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия