Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СЛОГОВЫЕ ПЕРЕСТРОЙКИ В ФРАЗЕ. Приведенные в предшествующем параграфе записи слоговой динамики отражали, так сказа'ть, лабораторную





Приведенные в предшествующем параграфе записи слоговой динамики отражали, так сказа'ть, лабораторную, искусственную речь. По специальному отбору произносились отдельные слова разными дикто-

-оами. Но отдельно произнесенное слово вне всякого контекста и вне ситуации не составляет сообщения и не является речью. Приведенный в том же параграфе пример фразового произнесения был также искусственным. Слова этого примера объединялись лишь внешними акустическими средствами и также произносились вне ситуации. Все это было необходимо для того, чтобы заметить наиболее элементарные слоговые перестройки в отдельных нормативно произносимых словах. Представленный материал показал, что любой звук речи квантуется. Но так как шкалы квантования их различны, то только некоторые из звуков речи (гласные), обладающие способностью максимально и равномерно нарастать в дуге громкости и/падать, становятся слогообразующими. После установления элементарных положений появляется возможность расшифровать весьма сложную структуру динамических записей живой разговорной речи.

Проведение аналитических записей динамики живой речи встречает методические затруднения и поэтому обычно не осуществляется. Так как живая речь разнообразна по отбору слов, то даже при удаче записи сравнение слоговых перестроек на разном лексическом материале не показательно. Произнесение же специально найденных или составленных и заученных диктором фраз или чтение по тексту резко отличаются от живой речи, так тесно связанной с ситуацией разговора. В этих условиях может возникнуть только чтецкая, а не разговорная интонация. Кроме того, возможны смысловые интонационные разночтения, которые трудно предусмотреть, если читаемый отрывок или фраза взяты в ограниченном контексте. Анализ же читаемого произведения в целом вносит еще более значительные сложности в толкование отдельно произносимой фразы, даже если диктор и экспериментатор постараются об этом договориться. Поставленная задача аналитической записи живой -речи должна быть решена достаточно надежным и относительно простым способом в 'такой мере, чтобы ценность конечного результата была гарантирована практикой жизни. Таким способом является запись сценической речи. Если заданная актеру ситуация совершенно проста, элементарная задача не осложняется сверхзадачей (т. е. созданием -сквозного действия и образа), а текст ограничен несколькими словами, то осуществление всего этого вполне доступно профессиональному актеру. В своей ежедневной работе он выполняет задачи значительно более трудные и сложные. Вместе с тем конечный результат, т. е. образец типичной разговорной речи, различной в разных ситуациях общения, гарантирован практикой театрального искусства. Театральный зритель принимает речь со сцены как живой разговор действующих лиц.

Для наш!их записей были привлечены высоко-квалифицированные, опытные айтеры по два из трех московских театров (Художественного театра им. А. М. Горького, театра им. Евг. Вахтангова и Театра кукол, руководимого С. В. Образцовым). Сравнение произнесений актеров из разных театров позволяло элиминировать некоторые различия направлений, естественно присущие каждому из этих театров.

Для записи было составлено 9 сценарных эпизодов. Постоянная экспериментальная фраза Сколько это стоит была окружена меняющимся текстом, соответственно изменяющейся ситуации разговора. Сущность ситуации находится из переменной лексики и всего контекста. Задача записей заключалась только в том, чтобы определить особенности слогового квантования в фразовых перестройках живой разговорной речи; специальные вопросы сценической речи в этом параграфе не обсуждаются.

Приведенные ниже графики, отражающие динамику произнесения, расположены по порядку номеров сценарных ситуаций. Полный текст каждой ситуации следующий.

1. — Я возьму эту книгу. Сколько она стоит?

— Сто рублей.

— Как?! Сколько это стоит? Так дорого?.

2. — Я возьму эту книгу. Сколько она стоит?

— Пятнадцать копеек.

— Как! Сколько это стоит? Так дешево?

3. — Ну, как ваш экзамен? Сдали?

— Да, сдал (ла). Но (иногда А) сколько это стоит, если б выг знали! Сколько труда и бессонных ночей!

4. — Ну, как ваш экзамен? Сдали?

— Сдал (ла). А (иногда Ну) сколько это стоит — пустяки! 4

5. — Я возьму эту книгу. Сколько она стоит?

— Сто пятьдесят рублей.

— Как!? Вы с ума сошли! Сколько это стоит?

6. — Я возьму эту книгу. Сколько она стоит?

— Пятнадцать копеек.

— Как! Я вас спрашиваю серьезно, сколько это стоит?

(В подтексте ситуации № 6 предполагается, что продающий посмеивается над покупателем и называет ему явно ничтожную цену за покупку).

7. — Почему Вы ко мне не приходили? Я вас ждал (ла).

— У меня был экзамен.

— Э, пустое!

— А сколько это стоит, если б вы знали, сколько труда и бессон* ных ночей!

8. — Я очень хочу пойти на спектакль.

— Охотно верю, но я беспокоюсь о вас. Ведь у вас скоро экзамен, вам нужно готовиться.

— Какие пустяки! Ну сколько это стоит — сда'ть экзамен!

9. Нейтральное, бесситуативное произнесение слов «Сколько это стоит».

(Ситуации 3 и 4 отличаются от ситуаций 7 и 8 тем, что в последних двух случаях оценка дается как возражение на противоположную оценку первого партнера, тогда как в ситуациях 3 и 4 первый партнер не высказывает оценки).

В каждом из представленных ниже графиков (рис. 15—23) совмещены все три шкалы квантования: а) по динамическому уровню в децибелах (на графиках — сплошная линия); б), по времени в секундах (на горизонтали); в) по движению основного тона в центах (только для экопериментальной фразы; на графике это обозначено пунктиром). Пересчет частоты звуковых колебаний сделан с точностью до первого знака после запятой. Отнесение в график делалось по ближайшему интервалу темперированного строя, например соотношение в 315,6 цента приравнивалось к малой терции, т. е. 300 центам. Начальный тон отмечался по абсолютной величине в герцах, приравнивался к нулю центов и обозначался на уровне нулевой линии. Таким образом, подъем звуковыеотной кривой (пунктир) на определенное число центов обозначает, повышение основного тона от уровня начального, а опускание кривой ниже нуля (обозначается со знаком минус) указывает на падение тона от того же уровня. Кроме того, видны и внутренние интервалы. Такого рода графическое изображение делает сравнимым весь материал, произнесенный разными мужскими и женскими голосами на разных абсолютных высотах начального тона отсчета. Нередко графики, составляемые в фонетических исследованиях при изучении интонации, в которых шкала строится по абсолютному числу колебаний в герцах, сильно затрудняют сравнение материала, произнесенного разными голосами на разных начальных уровнях.

Обратимся к рассмотрению графиков. Буквы К.; Б.; Гер.; Горн.; М.; Гр. являются начальными буквами фамилий актеров. Прежде всего

T"~

присмотримся к колебаниям динамического диапазона. Число децибел дано не от порога слышимости, поэтому можно устанавливать лишь сравнительные соотношения графиков, имея в виду приросты интенсивности, что и входило в задачу записи. Видно, что ни в одном из граои-??Вг ВоЖНТ/°ЛебаШЙ динамического диапазона не превышают 17,5-20 d& В большинстве случаев одна вершина превосходит другую на 10-12 об. В некоторых графиках диапазон сужен до 5 дб Таким образом общий диапазон «больших волн» интенсивности сжат в среднем до 15 дб. На этих «несущих больших волнах» часто возникают вторичные, дополнительные подъемы и опускания интенсивности Так

дб

1сек 2сек Зсек

гноям/ /тешил

К

1C 7,5 5

         
  Гер-N  
  Центы 9^  
  1600 l  
  то /. 12,5  
  1200 ¥ ' Ю  
  1000 \    
  800 ! • 7,5  
  600   5  
  400 А у\    
  200 5грцО lL_J_kJ 2,5  
         

1сек.

Зсек,

Гер.

Центы 1400 1200 1000 800 600 400 200 285?рц.О

1сек 2сек Зсек 4 сен

95

7,5

сколько зто cmoun

оит

Горн. -

Рис. 15. Запись интонации шести актеров

' СИТУАЦИЯ 1

например, на графике актера Гер. (сит. 3) появилось три подъема, соответствующих двум словам, состоящим из четырех слогов Сколько это. Слово стоит образовало в первой части самостоятельную большую вершину, без слогового деления; в конце же это слово слилось с началом

следующей синтагмы если б (вы знали]. На графике К. (сит. 3) слова А сколько это стоит образовали только две большие «внутренние», т. е. связанные друг с другом, вершины. На графике Б. (сит. 3) а образовало отдельную вершину на подъеме общей дуги интенсивности; слова это стоит отделились и вместе со словами если б вы знали образовали ниспадающую дугу для всей синтагмы. На графике Гр. (сит. 5) во второй самостоятельной большой вершине звук с в слове сколько образовал особую малую дугу. Это значит, что относительно маломощный согласный с был в этот момент значительно усилен и подошел к грани слогообразования. Каждое из слов сколько и это. разделилось на два

         
  ц&; 800 arjbj • 9 , К №2 0  
  600 ! ч\    
  400 ; \    
  200 Огрц.О Л! \    
  -200 -400 -600 /f '2.5  
  1сех 2сек кок, сколько это смия  
         

1200 1000 800 500 400 200 466грц.О

до

7,5 5х '2,5

1сек 2сек Зсек

Сколько стоит <;

К

Гер

Центы

то

1000 500 600 400 200

дб.

M №2

"* ________ ¥ Л _______.

2сек Зсек 4сек

10 7,5 •5 2,5

M

~1сек

2 сен Зсек

это стоит

Го

Центы

то







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 451. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия