Происхождение и ранние формы религии.
План. 1. Этимология понятия «религия». 2. Научный и философско-теологический подходы к вопросу происхождения религии. 3. Религии в первобытном обществе: тотемизм, табу, магия, фетишизм, анимизм, погребальный культ, шаманизм. 1. Этимология понятия «религия» Существует несколько точек зрения на происхождение слова «религия» (от лат. “religio” – совестливость, благочестие, благоговение, святость, богослужение). Римский оратор и политический деятель Цицерон (I в. до н.э.) считал, что слово «религия» происходит от латинского глагола «relegere» (вновь собирать, снова обсуждать, откладывать на особое употребление, что в переносном смысле означает «благоговеть» или относиться к чему либо с особым вниманием и почтением). Отсюда и сущность религии Цицерон выводит из благоговейного чувства перед высшими силами, Божеством. Известный западный писатель и оратор Лактанций (IV в. н.э.) считает, что термин «религия» происходит от латинского глагола «religare», означающего «связывать», «соединять». Отсюда он дает определение религии как благочестивого союза человека с Богом. Подобным же образом понимает существо религии и Августин Блаженный (У в. н.э.). Он считает что слово «религия» происходит от глагола «religеre», т.е. «воссоединять» и сама религия означает воссоединение, возобновление «когда то утраченного союза» между человеком и Богом. Таким образом, происхождение термина «религия» указывает на два основных его значения: «соединение и благоговение, - которые говорят о религии как о таинственном духовном союзе, благоговейном единении человека с Богом. 2. Научный и философско-теологический подходы к вопросу происхождения религии. Научные теории:19 1. Натуралистическая гипотеза (от. лат. «natura» - природа) гипотеза была высказана римским поэтом и философом Лукрецием (І в. до н.э.), утверждает, что идея Бога и сама религия возникли в результате страха людей перед грозными явлениями природы («timor primus fecit deos») – «страх создал первых богов», непонимание причин их возникновения, незнание законов природы. 2. Анимистическая гипотеза (от. лат. «animus» - дух) была представлена и подробно развита в ХІХ ст. английским этнографом Э. Тейлором, в его основном труде – „Первобытная культура” (1871 г.). Эта гипотеза выводит источник происхождения религии из сновидений, галюцинаций, смерти и подобных явлений, наблюдения за которыми привели „неразвитого человека” к мысли о существовании другого столь же реального мира как и этот. 3. Гипотеза Л. Фейербаха – основоположник антропологического материализма. Свою гипотезу Л. Фейербах (1804 - 1872 г.) основывает на положении олицетворения сил природы как основы древних религиозных верований. Корни религии, по его мнению, заключены в олицетворении отдельных сторон и свойств абстрактной природы человека, „искаженного ее понимания”. Бог и боги – это олицетворенные проекции свойств человека и природы, превращенные в самостоятельные существа. Л. Фейербах делит религии на «духовные» - иудаизм, буддизм, христианство, ислам и «естественные» - все первобытные и древние языческие верования. В «духовных» религиях, по Фейербаху, Бог, есть не что иное как собственное существо человека, а в «естественных» религиях, Бог – есть не что иное как существо природы. 4. Социальная гипотеза. М.Вебер - немецкий философ и социолог (1864 - 1920). В его понимании религия является способом придания смысла социальным действиям человека. Она вносит «рациональность» в объяснении мира и поведения самого человека.20 Основная мысль этой гипотезы состоит в том, что именно в неразвитости общественного производства заключены социальные корни религии первобытных людей. В классовых обществах причина возникновения религии обусловлена чувством бессилия перед социальным гнетом. 5. Философско - теологический подход. Философский подход к объяснению религии – это взгляд «из вне», выходящий за рамки «религиозного опыта», с позиций рационального осмысления религии, как общественного института. Теологический подход – включает в себя системное изложение вероучительных основ, которые обеспечивают идеологическую платформу данной религии (религиозной организации) и ее потребность в жизнедеятельности человека. Согласно теологического подхода, религия - это живая нравственная связь с Богом. Существование религии теологи соотносят с существованием самого человека. Они стремятся понять религию «изнутри», на основании религиозного опыта. «Религия зарождается в переживании Бога» - подчеркивает богослов С.Н. Булгаков. Существует определенный путь зарождения религиозного опыта: 1. Поиск истины (смысла жизни). 2. Религиозный опыт (познание истинного Бога). 3. Стремление к нравственному совершенствованию. 4. Чтение и изучение Священного Писания. Эти условия являются первыми шагами на пути к «Личному Богу», его переживанию. Без их выполнения едва ли возможно зарождение в человеке того, что именуется «верой и религией». Вера является выражением духовных устремлений человека, его исканий и знаний. В разные периоды общественного развития религию связывали с чувством нравственного долга (И. Кант), с чувством зависимости (немецкий богослов Ф. 21 Шлейермахер); английский мыслитель Б. Рассел определял ее как страх перед неведомым и т.д. Большинство определений религии связанны исключительно с психологическими предпосылками веры. «Вера – представляет собой такое внутреннее состояние человека, при котором он убежден в достоверности чего-либо, без посредства органов чувств или логического хода мыслей, путем необъяснимой уверенности» - (о. Александр Мень). Определение веры, представлено Апостолом Павлом, в его Послании к Евреям: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11.1.). Эту цитату западный богослов (Веймут) объяснял так: «Вера – это доверчивая уверенность в том, на что мы надеемся, убеждение в реальности вещей, которых мы еще не видим». Существуют следующие определения религии, сформулированные конфессиональными религиоведами: Переживания святого (Р. Отто – протестантский философ). Жизнь нас в Боге и Бога в нас (П.А. Флоренский – православный богослов). Выход за пределы биологической природы, конструирование смыслового универсума (Т. Лукман – евангелиетический теолог). На наш взгляд с учетом существующих подходов, можно представить следующее определение религии: Религия – это система взглядов и убеждений, на которых строится мировоззрение и мировосприятие человека, а также соответствующие поведение и специфические действия (культ), которые основаны на вере в существование Высшего, Сверхъестественного Начала – источника всего существующего. 3. Религии в первобытном обществе: тотемизм, табу, магия, фетишизм, анимизм, погребальный культ, шаманизм. Советский религиовед С.А. Токарев считает, что уже живший в эпоху мустье (около 140-100 тыс. лет назад) неандертальский человек «…возможно уже имел зачаточные религиозные верования». Сейчас у исследователей не вызывает 22 сомнения наличие религии у человека ориньякско-солютрейской (40-30 тыс. л. тому назад) и мадленской эпох, т.е. у человека современного типа Homo sapiens. Существование религии относят к 40-30 тыс. до н.э. у Homo sapiens который, возник, по данным современной науки около 35 тыс. лет назад, и имел «сравнительно сложные религиозные представления» в виде солярного (солнечного) культа. Древнейший в мире памятник религиозной культуры, корпус текстов из пирамиды царя Унаса (сер. ХХIV в. до н.э.) свидетельствует о едином Творце мира «Ра-Атуме». Родоплеменные религии. Тотемизм – (на языке индейцев северо-американского племени оджибве – «его род») – это вера в сверхъестественную связь человека и отдельных групп с животными и растениями. Этот термин появляется в литературе в начале XVIII в. и закрепляется в научном обороте на рубеже XIX-XX вв. в работах английского этнографа Джеймса Фрейзера (1854-1941). Тотемный культ был направлен на то, чтобы получить покровительство тотема (животного, насекомого). Например в Египте, тотемом считался жук - скоробей. Тотемные табу выражались в запрете на употребление в пищу тотемного животного или нанесение ему вреда. Магия – (от греч. Maγέia - волшебство). Совокупность обрядов и действий связанных с верою в возможность сверхестественного влияния на окружающий мир. По назначению магия подразделяется на 6 видов: 1. Вредоносная (употребление различных обрядов, преследовавших цель причинить вред сверхъестественным способом человеку или группе людей), через еду, напитки, одежду и т.д. 2. Военная магия (подразумевала необходимость преодолеть активное сопротивление жертвы, достичь военных успехов) использовались военные пляски, заговор оружия и т.д. 3. Любовная (либо вызвать интерес у лица противоположного пола, либо вызвать сильную антипатию), украшение, натирание и т.д.23 4. Лечебная (излечение от болезни) лечение травами, произнесение заклинаний, натирание лечебным воском и т.д. 5. Промысловая (направлена на достижение удачной охоты, рыбной ловли). 6. Метеорологическая магия (направлена на достижение хорошей погоды, благоприятного климата). Фетишизм (от лат. feitigo – вещь для колдовства) – поклонение предметам ближайшего окружения человека (как правило неживым). Термин был введен в конце XVIII в. французским чиновником Шарлем де Броссом. В основе веры в фетиш лежало представление о предмете как о двойнике человека, самостоятельном существе, наделенном чисто человеческими чувствами и побуждениями. Фетиш – представлял собой отдельно взятый материальный предмет, камень со священной горы, кусочек священного дерева, изображение почитаемого животного и т.д. Анимизм (от лат. anima - душа) - это вера в самостоятельную силу, способную существовать отдельно от человека, животных или растений. Термин введен в ХIХ в. Эд. Тейлором в его труде «Первобытная культура» (1872). Из анимизма получил развитие погребальный культ. Наиболее известно открытие в Ля-Мустье (Франция 1908 г.), где был похоронен неандертальский юноша 16-18 лет. Рядом с захоронением были расположены орудия труда, элементы жареного мяса. Эта находка свидетельствовала о погребальном культе, который выражался в: A. Вера в бессмертие души умершего; B. Вера в потусторонний мир и загробное воздаяние. Шаманизм (на языке сибирских народов «саман» - буйный) - это особый комплекс обрядов и ритуалов, связанный с верованиями в сверхъестественные способности и возможности древних служителей культов шаманов. Для стимулирования своих ритуальных действий употребляли галлюциногены, старались вести себя очень экзальтированно. В своей деятельности шаманы использовали ритуальный танец – камлание, для поддержания своего сверхъестественного статуса в племени. Шаманство сохранилось в Африке, Австралии, у некоторых северных народов.24 Литература. 1. Калінін Ю., Харьковщенко С. Релігієзнавство. – Київ, 2000 2. Любський В., Бурлак С. Релігієзнавство. – Київ, 2000 3. Токарев С.А. Ранние формы религии. – М., 1991 4. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. – М., 1986 5. Тейлор Э.П. Первобытная культура. – М., 1982 6. Фрезер Дж. Золотая ветвь. – М., 1986 (Гл. 3-5) 7. Лобова О.Ф. Религиоведение. – Ростов-на-Дону, 2004 Ключевые понятия: Религия, вера, фетишизм, анимизм, тотемизм, табу, магия, шаманизм.
|